САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 дек — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ огласит 19 декабря решение по делу о правомерности уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) покупателем продукции у предприятия-банкрота, сообщили РАПСИ в пресс-службе КС.
Дело поступило на рассмотрение в КС РФ в связи с запросом Арбитражного суда (АС) Центрального округа (ЦО), который, рассматривая спор между МПК "Подлесный" и межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Курской области, засомневался в конституционности подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Мясоперерабатывающий комбинат (МПК) "Подлесный" приобрел у признанного банкротом ЗАО "Аграрно-производственный центр "Фатежский" свиней по договору купли-продажи. В запросе указано, что свинокомплекс оформил и выставил счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, которую "Подлесный" заявил к вычету в уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2016 года. Но, как говорится в запросе, по результатам камеральной проверки налоговой инспекцией этой декларации МПК обязали уплатить НДС, а также пени и штраф. Арбитражные суды отказались признавать оспоренное "Подлесным" решение налоговой инспекции недействительным. Суды пришли к выводу, что в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ операции по реализации имущества банкрота подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
По мнению АС ЦО, буквальное содержание нормы в ее взаимодействии с другими положениями налогового законодательства не позволяют с определенностью установить, какие операции налогоплательщика-банкрота исключены из объекта налогообложения: все операции по реализации имущества банкрота либо только составляющего конкурсную массу. Что, как считает заявитель, также не исключает двойного налогообложения, когда НДС платит и покупатель, и продавец.
В запросе АС ЦО говорится, что предусмотренное нормой регулирование создает предпосылки для нарушения конституционного принципа равенства, поскольку приводит к установлению существенно различных условий налогообложения хозяйствующих субъектов только в зависимости от того, оказались ли их поставщики банкротами на этапе исполнения договоров.