САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 6 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Необязательно участие адвоката в процессе при рассмотрении судом в порядке статьи 125 УПК РФ жалоб обвиняемого или осужденного на действия (бездействие) следователя либо дознавателя, поскольку не осуществляется уголовное преследование заявителя, обвинение его в преступлении, говорится в новом определении Конституционного суда (КС) РФ.
Этим документом КС РФ отказал в рассмотрении жалобы Вагита Усманова, который заявил, что положения главы 6, часть 3 статьи 125, часть 2 статьи 145, часть 4 статьи 148 и часть 7 статьи 259 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ не соответствуют Конституции России.
Усманов подал заявление в правоохранительные органы на то, что следователь, который ведет его уголовное дело, фальсифицировал доказательства, а потом пожаловался в суд на бездействие следователя, которому поступило сообщение о возможном преступлении коллеги. Названные нормы, по мнению Усманова, позволяют в числе участников уголовного судопроизводства не указывают лицо, заявившее о совершенном преступлении, не предусматривают обязанности суда, рассматривающего жалобу такого заявителя на бездействие следователя, назначить ему адвоката и обязанности следователя вручить находящемуся под стражей заявителю постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не обязывают суд ознакомить заявителя с протоколом судебного заседания, проведенного в порядке статьи 125 УПК.
КС РФ, рассмотрев жалобу Усманова, не нашел среди перечисляемых им норм противоречащих Конституции РФ.
"Оспариваемые нормы не ограничивают право суда признать – исходя из обстоятельств дела – личное участие осужденного обязательным. Также при разрешении судом в порядке статьи 125 УПК РФ жалоб обвиняемого, осужденного (в том числе на действия либо бездействие следователя) не осуществляется его уголовное преследование или обвинение в преступлении, а потому не предполагается и обязательное участие в деле защитника", - говорится в материалах суда.