МОСКВА, 26 мая — РАПСИ. Пандемия коронавирусной инфекции дала дополнительный импульс использованию и развитию новых технологий в судебной системе, заявил глава Совета судей РФ Виктор Момотов.   

«К Единому порталу государственных услуг подключилось уже более 100 миллионов граждан. Они имеют возможность направить в электронной форме обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и получить реализацию соответствующих прав. Пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекцией, также придала дополнительный импульс использованию и развитию новых технологий и в судебной системе», — сказал Момотов на заседании «Клуба имени Д.Н. Замятнина». 

Во вторник на площадке клуба состоялось обсуждение на тему: "Электронное правосудие в Российской Федерации: миф или реальность?" Глава Совета судей также напомнил, что при разговоре о применении инноваций и упоре на положительный опыт арбитражных электронных систем следует учитывать и конкретную нагрузку.  

«Не следует забывать, что в судах общей юрисдикции рассматривается в год 28,5 миллиона дел, а в арбитражных судах — 1,5 миллиона дел. Всегда нужно помнить и о том, кто выступает в судебном процессе в судах общей юрисдикции − обычно это граждане, зачастую нуждающиеся в поддержке со стороны государства, или профессиональные участники споров в арбитраже, способные обеспечить материальный ресурс, качественную подготовку и ведение в судебном процессе своих представителей», — считает Момотов. 

По его словам, данные факторы должны описать границы и объемы востребованности электронных технологий в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, а также необходимость обеспечить равные возможности для всех участников процессуальных отношений. 

Электронное правосудие и УК РФ 

Развитие электронного правосудия в уголовном процессе также идёт, но в данный момент «развито уже», чем в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, признает Момотов. Но по его словам, давая оценки следует оценивать особые требования закона при рассмотрении уголовных дел. 

«Статья 240 УПК РФ говорит о том, что назначение судебного разбирательства состоит в непосредственном устном исследовании собранных доказательств. Суть заключается в том, что суд заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта, осматривает вещественные доказательства, оглашает протоколы и иные документы, производит другие судебные действия по исследованию доказательств. То есть электронные доказательства должны быть визуализированы, прочтены и исследованы с помощью компьютерной техники. Без этого невозможен процесс уяснения и познания доказательства», — напомнил глава Совета судей. 

Также Момотов напоминает, что любые доказательства, в том числе электронные, используются в судебном процессе с точки зрения их относимости и допустимости с соблюдением требований УПК, а согласно мировой практики, созданные искусственным интеллектом документы следует, по общему правилу, считать объективными.

«Но даже в этом случае необходимо в судебном процессе раскрыть и показать логические, временные, пространственные, технологические, криминалистические и персональные связи. А для того, чтобы понять смысл и содержание таких доказательств, необходимо привлечение специалистов, способных проводить такого рода экспертное исследование. Как представляется, для уголовного процесса в его электронной форме необходима единая цифровая платформа, которая бы объединила все стадии уголовного процесса, начиная с возбуждения уголовного дела и заканчивая производством в суде и исполнением приговора», — рассказал Момотов.