САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 мар — РАПСИ, Михаил Телехов. Законодатели должны внести поправки в нормы Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера", после придания которым обратной силы право на получения жилищного сертификата потеряли инвалиды, родившиеся в таких районах и местностях после 1 января 1992 года и ранее стоявшие на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Об этом говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Отказали в жилищном сертификате
Как следует из материалов дела, Александр Окулов родился в 1993 году в Воркуте и с детства имеет третью группу ивалидности. Как инвалид с детства, родившийся в районах Крайнего Севера, в 2013 году он был включен в список на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в Москве. Но в 2018 году он отказался от его получения по семейным обстоятельствам и подал заявление о выделении ему сертификата на семью из четырех человек для приобретения жилья в Нижегородской области. Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, куда было направлено учетное дело Окулова, отказало ему, объяснив, что в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" это право имеют лишь те граждане из числа детей-инвалидов, которые родились в таких регионах до 1 января 1992 года.
В апреле 2020 году Окулов обжаловал этот отказ в судах, но те подтвердили законность позиции Минстроя Коми, сославшись в том числе на редакцию данного закона от 20 июля 2020 года (которая была принята уже после подачи иска), в которой сказано, что право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах со сложными климатическими условиями не позднее 1 января 1992 года и прожившие там не менее 15 календарных лет, и которому была придана обратная сила.
Как пояснил РАПСИ сыктывкарский адвокат Владислав Яковлев, представлявший интересы Окулова в судах общей юрисдикции, изначально Минстрой отказал Окулову в предоставлении жилищного сертификата по формальным основаниям, не касающимся оспариваемой в КС РФ норме. "Но в процессе обжалования вступила в силу эта самая новая редакция закона со статьей о придании ей обратной силы, на которую уже сослались суды, отказавшие нам в удовлетворении иска", — сказал адвокат.
Вопрос обратной силы регулируется частью 2 федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". И поскольку эта норма ухудшила положение Окулова, чье право на получение жилищного сертификата ранее признавалось тем же Минстроем, он попросил КС РФ проверить конституционность этой нормы.
Обратная сторона обратной силы
Как поясняет пресс-служба КС, целью внесения изменений в закон о жилищных субсидиях было намерение устранить существовавшую неопределенность относительно того можно ли применять такое условие как дата прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года) к инвалидам с детства и дату их рождения как равнозначные юридические факты для оценки соблюдения условий приобретения ими права на получение жилищной субсидии.
КС РФ в своем постановлении отмечает, что органы исполнительной власти, как правило, отказывали в постановке на учет (включении в список) на получение жилищной субсидии, а также в предоставлении государственного жилищного сертификата инвалидам с детства, родившимся после 1 января 1992 года, утверждая, что требование о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, установленное в части первой данной статьи, в качестве условия для получения жилищной субсидии распространяется как на граждан, прибывших туда, указанных в ее абзаце первом, так и на инвалидов с детства, родившихся и проживающих там.
Само по себе уточнение круга лиц из числа инвалидов с детства, имеющих право на получение жилищных субсидий, осуществленное в оспариваемой норме, поясняет КС РФ, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод. Но отмечает при этом, что Федеральный закон №228-ФЗ распространил введенную им редакцию статьи 1 закона о жилищных субсидиях на тех инвалидов с детства, которые уже стояли на учете в качестве имеющих право на получение субсидий.
"В результате инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях позднее 1 января 1992 года, прожившие там не менее 15 календарных лет и включенные в список для получения субсидии в установленном законом порядке (чем фактически признано их право на данную субсидию), были лишены возможности ее получения без какого-либо недобросовестного поведения с их стороны", — говорится в постановлении суда.
При этом КС РФ подчеркнул, что при внесении в законодательный акт изменений, которым придается обратная сила, должны быть соблюдены положения Конституции РФ.
"Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции РФ", — гласит постановление КС РФ.
Оспариваемая норма была признана не соответствующей Конституции РФ. Федеральному законодателю надлежит внести в нее необходимые изменения. Правоприменительные решения по делу Окулова подлежат пересмотру.