САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 мая — РАПСИ. Санкт-Петербургский городской суд в понедельник оставил без изменения решение суда первой инстанции, в соответствии с которым 55 миллионов рублей в криптовалюте были включены в сумму ущерба по делу о грабеже, сообщили РАПСИ в Объединенной пресс-службе городских судов.
В июне 2020 года при первом рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что биткоины и другие виды электронных денег на основе технологии блокчейна не являются предметами преступления против собственности. Такое решение в ноябре 2020 года устояло в апелляции и лишь в июне 2021 года было отменено Третьим Кассационным судом общей юрисдикции.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции в декабре 2021 года признал 55 миллионов рублей в криптовалюте иным имуществом и включил эту сумму в материальный ущерб, причиненный потерпевшему. Его гражданский иск был удовлетворен в полном объеме.
«Горсуд оставил наказание и квалификацию без изменений. Петр Пирон и Евгений Пригожин были признаны виновными в грабеже и приговорены к 9 и 7 годам колонии строго режима соответственно», — сказал собеседник агентства.
Грабители
Как следует из предоставленных объединенной пресс-службой материалов дела, петербуржец Ш. с 2014 года занимался инвестициями в криптовалюту. В конце 2017 года Ш. одолжил более 1 миллиона рублей своему знакомому К.
Через некоторое время на К. вышел подсудимый Петр Пирон, представился сотрудником ФСБ и стал утверждать, что Ш. якобы грозит уголовная ответственность за деятельность с криптовалютой. Чтобы избежать проблем, Ш. было предложено «откупиться» переводами в криптовалюте.
Такие предложения весной 2018 года повторялись неоднократно, но К. и Ш. не верили, что Пирон является тем, за кого себя выдает. В итоге предложения сменились вымогательством с угрозами.
Наконец, 3 июня 2018 года Пирон вместе со вторым подсудимым Евгением Пригожиным и пятью другими неизвестными злоумышленниками инсценировали захват спецслужбами К. возле его дома в Московском районе Петербурга. К. с применением физической силы вынудили привести злоумышленников в съемную квартиру Ш. на Большой Пушкарской улице.
В квартире злоумышленники избили Ш. и под угрозой пыток вынудили его показать тайник с деньгами на кухне. В тайнике лежали 5 миллионов рублей в купюрах по 5 тысяч. Кроме того злоумышленники потребовали перевести Ш. на указанные Пироном электронные кошельки биткоины, дигибайты и битшейресы на общую сумму более 55 миллионов рублей при конвертации в день преступления.
Интересная деталь: сам потерпевший с заявлением о преступлении в правоохранительные органы не обращался. Оперативники сами узнали о случившемся и уже проводили проверку до того, как приняли от него заявление.
Задержаны Пирон и Пригожин были в ноябре 2018 года. Известно, что через месяц после преступления Пирон купил своей супруге автомобиль Porsche Cayenne за 2,5 миллиона рублей. Деньги за авто Пирон передавал лично, в основном пятитысячными купюрами. Этот автомобиль был арестован как вещдок, но в итоге оставлен супруге Пирона.
Суррогат денег
При первом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций исключили из объема обвинения завладение криптовалютой на сумму более 55 миллионов рублей.
В опубликованном тексте апелляционного определения говорится, что криптовалюта в соответствии с законодательством РФ «не является объектом гражданских прав, так как не может быть отнесена к вещам, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иному имуществу, в том числе безналичным денежным средствам, бездокументарным ценным бумагам, имущественным правам; результатам работ и оказания услуг; охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации (интеллектуальная собственность), в связи с чем не может выступать предметом хищения».
Суд первой инстанции сослался на положения статей 129, 208 ГК РФ и примечание к статье 158 УК РФ, отметив, что криптовалюта отнесена законодателем к суррогатам денежных средств.
Иное имущество
При пересмотре дела Петроградский районный суд в приговоре от 20 декабря 2021 года указал, что похищенная критовалюта является иным имуществом.
«Статья 128 ГК РФ относит к имущественным правам цифровые права. В соответствии с примечанием к статье 158 УК РФ предметом хищения выступает имущество, противоправное безвозмездное изъятие и обращение которого в пользу виновного причиняет ущерб собственнику или иному владельцу имущества», — говорится в приговоре.
Суд указал, что согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ №1 от 26 февраля 2019 года «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств...» под денежными средствами понимаются наличные денежные средства в рублях или в иностранной валюте, а также безналичные денежные средства, в том числе электронные денежные средства, под иным имуществом - движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также имущество, полученное в результате переработки имущества, приобретенного преступным путем или в результате совершения преступления (например, объект недвижимости, построенный из стройматериалов, приобретенных преступным путем).
Таким образом, решил суд: цифровая валюта, к которой следует отнести биткоины, битшейресы и дигибайты, которые похищены Пироном и Пригожиным, использовалась и используется как средство платежа, инвестиций и накопления сбережений, то есть представляет экономический интерес, а также имеет материальную ценность, могли быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей.
Деятельность потерпевшего Ш. была связана с управлением криптовалютными счетами, конвертационными действиями и извлечением прибыли за пределами РФ, позволяла продавать биткоины и конвертировать их в рубли, которыми, противоправно завладели подсудимые. Таким образом, похищенная криптовалюта является иным имуществом, заключил суд.
Гражданский иск, заявленный потерпевшим в рублях удовлетворен в полном объеме и подлежит взысканию с подсудимых в солидарном порядке.