МОСКВА, 28 сен — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ 2 ноября разъяснит, с какого момента следует исчислять неустойку за неисполнение обязательств по выплате денежных средств по банковской гарантии.
Обязанность гаранта
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (заказчик) и ООО «КапСтройСпорт» (подрядчик) заключили госконтракт на выполнение работ по строительству плавательного бассейна. В обеспечение надлежащего исполнения обществом своих обязательств перед учреждением АКБ «Держава» выдана банковская гарантия.
В связи с несвоевременным выполнением подрядчиком работ по контракту университетом в адрес кредитной организации предъявлено требование о выплате денежных средств по банковской гарантии на сумму около 10,9 миллиона рублей (предельный размер банковской гарантии).
Банк отказался осуществить выплаты по гарантии, тогда университет обратился с соответствующим иском в суд. На основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Москвы, с банка в пользу учреждения произведено взыскание денежных средств в размере 10,9 миллиона рублей.
Исчисление срока
Поскольку АКБ «Держава» просрочил исполнение обязательств по выплате денежных средств по банковской гарантии и оставил без ответа претензию университета, учреждение обратилось в суд с иском о взыскании неустойки за период с 31 марта 2018 года по 21 января 2020 года в размере порядка 7,2 миллиона рублей. Решением Арбитражного суда Москвы, оставленным без изменения постановлениями апелляционного и окружного судов, исковое требование удовлетворено частично: с банка в пользу учреждения взыскана неустойка в размере 635 тысяч рублей.
Суды трех инстанций исходили из допущенной банком просрочки в исполнении обязательства по банковской гарантии, при этом они установили период начисления неустойки с 25 ноября 2019 года, то есть с момента вступления в законную силу решения о взыскании с банка 10,9 миллиона рублей. Суды посчитали, что до вынесения вышеуказанного судебного акта у ответчика отсутствовали основания для удовлетворения требования истца, поскольку в данный период существовала правовая определенность относительно обоснованности отказа банка как гаранта в выплате по требованию бенефициара - учреждения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, университет обжаловал их в кассационном порядке в Верховный суд.
Заявитель полагает, что им правомерно рассчитан период неустойки, подлежащий взысканию с ответчика, исходя из трехлетнего срока, предшествовавшего дате обращения в суд с иском. По мнению заявителя, суды трех инстанций неправомерно возложили на истца негативные последствия несвоевременной выплаты по банковской гарантии.
ВС посчитал, что изложенные доводы заслуживают внимания, в связи с чем передал кассационную жалобу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.