САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Имеют ли лица, которые поступили на военную службу нашей страны как иностранные граждане, но впоследствии приобрели российское гражданство, право на получение жилья после увольнения из вооруженных сил, должны ответить законодатели, определив правила и способы учета продолжительности военной службы лиц из числа иностранных граждан. Об этом говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

Соответствующее указание дал федеральному законодателю КС РФ признав наличие неопределенности  в абзаце 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

"Проверка конституционности этого положения была проведена в связи с жалобой Артура Степаняна. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", - сказали в пресс-службе КС РФ.

Выслуга меньше 10 лет

Как следует из материалов дела, с 2005 по 2019 годы Степанян, будучи гражданином Республики Армения, проходил военную службу в пограничных органах Российской Федерации на территории Армении. В 2019 году он переменил гражданство на российское, а в 2020 году по достижении предельного возраста пребывания на военной службе был уволен.

"После увольнения он обратился в жилищную комиссию воинской части с заявлением о признании его и семьи из пяти человек нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному им месту жительства в московском Зеленограде. Ему было отказано в предоставлении жилья. Отказ был мотивирован тем, что продолжительность военной службы заявителя как гражданина России составила менее одного года вместо требуемых 10 лет", - передает пресс-служба КС РФ суть жалобы Степаняна.

Заявитель пытался оспорить решение жилищной комиссии в судах. но ему также было отказано со ссылкой на оспариваемую норму. Вместе с тем судом было установлено, что заявитель жилым помещением на территории как Российской Федерации, так и Республики Армения обеспечен не был.

Степанян посчитал норму неконституционной, поскольку она позволяет не учитывать службу бывших военных в российских войсках в статусе граждан другого государства.

В порядке исключения

КС РФ отметил, что Конституция РФ не препятствует иностранным гражданам и лицам без гражданства проходить военную службу в Российской Федерации на добровольной основе, но военная служба иностранных граждан в сфере обеспечения защиты и охраны государственной границы не предусмотрена непосредственно федеральным законом уже достаточно длительное время.

"Вместе с тем соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Армения в пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения (подписано в Ереване 15 марта 1994 года; ратифицировано Федеральным законом от 21 августа 1996 года № 122-ФЗ), заключенное в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования (подписан в городе Ереване 30 сентября 1992 года), в порядке исключения предусматривает возможность поступления граждан Республики Армения на военную службу по контракту в Пограничные войска Российской Федерации, находящиеся на территории Республики Армения, в соответствии с законодательством Российской Федерации", - разъяснил КС РФ, подчеркнув, что иностранные граждане имеют равные с военнослужащими Российской Федерации права и обязанности.

Согласно этим документам, жилищное обеспечение указанных граждан осуществляется в соответствии с законодательством  Республики Армения. но не распространяется на правоотношения с участием военнослужащих после изменения ими гражданства. 

Сначала внести изменения

"Ни оспариваемая норма, ни нормы российского законодательства, определяющие порядок учета продолжительности военной службы, не дают однозначного ответа на вопрос, распространяется ли данный порядок на граждан, получивших российское гражданство в процессе военной службы. То есть, неопределенность оспариваемой нормы не позволяет российским пограничникам - бывшим гражданам Армении рассчитывать на признание добросовестной службы в интересах российского государства, в том числе в форме предоставления социальных гарантий для российских военнослужащих. Что дает основание правоприменительным органам отказывать таким гражданам Российской Федерации в учете периода военной службы до приобретения ими российского гражданства при решении вопроса о наличии права на получение жилищных гарантий", - передает пресс-служба позицию КС РФ.

Таким образом, норма признана не соответствующей Конституции РФ. 

КС РФ обязал федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения с целью определения правил и способов учета продолжительности военной службы лиц из числа иностранных граждан, получивших гражданство Российской Федерации в период прохождения военной службы.

"При этом федеральному законодателю при решении вопроса об обеспечении жилищных прав граждан Российской Федерации, получивших гражданство в период военной службы, необходимо исключить возможность двойного предоставления жилищной субсидии или жилого помещения: как в соответствии с законодательством государства, на территории которого они служили (гражданами которого являются), так и по законодательству Российской Федерации", - говорится в постановлении КС РФ.

Решения по делу Степаняна подлежат пересмотру после внесения соответствующих изменений в положение с выявленной неопределенностью.