САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 ноя - РАПСИ, Михаил Телехов. Запрет быть представителем в суде для лишенного статуса адвоката в связи со вступлением в законную силу приговора суда о признании этого лица виновным в совершении умышленного преступления не может быть бессрочным, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
Обратная сила
Соответствующие выводы КС РФ были сделаны после рассмотрения жалобы бывшего адвоката Сергея Шалавина, который просил проверить конституционность абзаца 2 пункта 3 статьи 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
"Оспоренная норма, вступившая в силу 1 марта 2021 года, запрещает быть представителем в суде лицу, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора о признании виновным в совершении умышленного преступления. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", - рассказали в пресс-службе КС РФ.
Как следует из материалов дела, Шалавин был лишен статуса адвоката по указанному основанию в 2005 году. В июне 2021 года суд вернул ему иск, поданный в интересах доверителя, как не имеющему полномочий на его подачу.
Заявитель обратился в КС РФ, посчитав, что оспариваемая норма не соответствует Конституции РФ, поскольку позволяет суду не допускать в процесс в качестве представителя лицо, чей статус адвоката прекращен до даты вступления в силу данного законоположения – 1 марта 2021 года, то есть трактуется, как имеющая обратную силу.
Срок действия запрета
По мнению КС РФ, запрет бывшему адвокату, виновному в умышленном преступлении, быть представителем в суде направлен не только на предупреждение возможного вреда нуждающимся в юридической помощи, но и на защиту правового порядка в целом.
"Факт совершения лицом, имеющим статус адвоката, умышленного преступления, установленный вступившим в законную силу приговором суда, с очевидностью свидетельствует о пренебрежительном отношении этого лица как к соблюдению закона, так и к своему адвокатскому статусу. Он позволяет предположить наличие у такого бывшего адвоката криминального опыта, а также специфических личных качеств, например способности пойти на любые, в том числе незаконные, действия в интересах своего доверителя и в своих интересах или же готовность, руководствуясь собственными представлениями о том, что полезно и выгодно для дела, давать доверителю любые советы, в том числе о совершении противоправных поступков", - разъясняет КС РФ.
При этом КС РФ отмечает, что конституционно необходимым является установление временных параметров запрета на профессиональную деятельность, подчеркивая, что отсутствие срока действия существенно ограничивает право бывших адвокатов на свободное распоряжение своими способностями к труду.
Ограничение на профессию
"Бессрочный запрет на осуществление судебного представительства серьезно влияет на возможность для лица трудоустроиться по юридической специальности, поскольку такой специалист в отсутствие у него права быть представителем в суде объективно не может рассчитывать на высокую востребованность на рынке труда, на занятие профессиональной деятельностью на равных условиях с иными лицами", - поясняет КС РФ, уточняя, что бессрочный характер приводит к чрезмерным, выходящим за конституционно допустимые рамки ограничениям права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Оспариваемая норма признана не соответствующей Конституции РФ.
Федеральному законодателю надлежит устранить бессрочное действие запрета быть представителем в суде для лица, статус адвоката которого прекращен в связи с приговором суда, а также дифференцировать соответствующие сроки в зависимости от основания прекращения статуса адвоката и в зависимости от состава умышленного преступления, за которое осуждено лицо, имевшее этот статус.
"До этого срок действия указанного запрета должен признаваться равным сроку судимости, но составлять не менее пяти лет с момента прекращения статуса адвоката. По иным основаниям запрет должен действовать в течение срока, указанного в решении о прекращении статуса адвоката", - передает позицию КС РФ его пресс-служба.
Правоприменительные решения в отношении Шалавина подлежат пересмотру.