САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 мар — РАПСИ, Михаил Телехов. Гарантией защиты имущественных интересов собственников дома, в котором меньше, чем пять квартир, из региональной программы капитального ремонта, является распределение между ними средств фонда капитального ремонта пропорционально размеру уплаченных взносов, говорится в Определении Конституционного суда (КС) РФ № 144-О, которым было отказано в рассмотрении жалобы жителя Воронежской области Виктора Ермолова, оспаривавшего нормы, на основании которых малоквартирный дом, в котором он проживает, исключили из программы капитального ремонта.

Отремонтировали не все

Заявитель — сособственник одной из трех квартир жилого дома. Он просил проверить конституционность пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, в котором говорится, что в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир. Здесь КС РФ отметил, что до внесения изменений в эту норму в ноябре 2018 года в ней вместо слов "пять квартир" содержались слова "три квартиры".

Как следует из материалов дела, в 2014 году между Ермоловым и Правительством Воронежской области в суде было утверждено мировое соглашение, согласно которому дом заявителя должны были включить в региональную программу капитального ремонта на 2014–2044 годы и отремонтировать кровлю и фасад. Работы были выполнены в 2018 году.

Далее Ермолов хотел добиться, чтобы был проведен ремонт фасадов с их утеплением, ремонт фундамента с его утеплением и ремонт отмостки, но в апреле 2019 года его дом был исключен из программы капитального ремонта на том основании, что в нем меньше, чем пять квартир — в соответствии с внесенными в ЖК РФ поправками. С этого момента с собственников помещений дома перестали взимать взносы на капремонт. В судах Ермолову отказали в его требовании возложить на правительство Воронежской области продолжить необходимый зданию ремонт.

Есть гарантии

КС РФ, сославшись на свое постановление от 12 апреля 2016 года № 10-П, разъяснил, что потребность в организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах обусловлена объективными причинами — многочисленностью собственников помещений в таких домах, сложностью и разнообразием объектов, относящихся к их общему имуществу, высокой стоимостью работ по капитальному ремонту многоэтажных зданий, к которым, как правило, относятся многоквартирные дома, затруднительностью единовременного сбора денежных средств с большого числа сособственников. Также КС РФ отметил, что возможность не включать в региональную программу капитального ремонта малоквартирные дома обусловлена отсутствием объективных препятствий для собственников помещений в них к самостоятельному осуществлению капитального ремонта дома, но при этом предусмотрены гарантии защиты имущественных интересов собственников.

"А именно, распределение между ними средств фонда капитального ремонта пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги", — говорится в определении КС РФ, где также подчеркивается, что согласно статье 191 ЖК РФ не исключается применение мер государственной и муниципальной поддержки для финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в таких малоквартирных домах.