САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. Законодатели Москвы должны внести изменения в столичный административный Кодекс и определить должностных лиц, которые в системе действующего правового регулирования могли бы возбуждать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ. В нем КС РФ также указал, что аналогичные изменения в свои законы должны внести и законодатели иных субъектов РФ.
Такое указание КС РФ дал рассмотрев жалобу москвича Павла Лакина, который просил проверить конституционность абзаца 9 пункта 2 статьи 1, абзацев 1 и 2 пункта 1 и предложения 1 пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 ФЗ "О прокуратуре РФ", абзаца 2 части 6 статьи 28.3 и предложения 2 части 1 статьи 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушения (КоАП), а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Из оспариваемых норм, названная последней признана противоречащей Конституции РФ.
Постановление КС РФ основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Прокуратура не помогла
Как следует из материалов дела, в ноябре 2020 года москвич Павел Лакин заявил в полицию на своих соседей, проживающих этажом ниже, с жалобой на громкую музыку, нецензурную брань и крики. В возбуждении уголовного дела по статье "Хулиганство" ему отказали, но указали на признаки административного правонарушения – нарушение тишины и покоя, в соответствии с нормами КоАП Москвы. "При этом полицейские отметили, что составление протокола о таком нарушении не входит в их полномочия. Тогда Лакин обратился в прокуратуру, которая передала жалобу вновь в МВД, где подтвердили обоснованность его доводов, но сослались на уже принятое ранее решение об отказе в возбуждении дела. Оспорить эту позицию в судах заявителю не удалось. Суды разъяснили, что прокуратура в порядке надзора вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, однако такой надзор не осуществляется в отношении физических лиц", - изложила пресс-служба КС РФ последовательность событий, изложенных в жалобе Лакина.
При этом, в постановлении КС РФ отмечено, что кассационная инстанция, рассматривавшая дело Лакина, сообщила, что на момент рассмотрения органом прокуратуры обращения Лакина не было заключено соглашение между МВД РФ и Правительством Москвы о передаче органам внутренних дел полномочий по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы.
Некому составлять протоколы
КС РФ разъяснил в своем решении, что в 2014 году в КоАП РФ было введено положение, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ и посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, составляются полицией по соглашению с органами исполнительной власти субъектов.
"Это потребовало незамедлительного внесения изменений в законы субъектов, но соответствующие поправки в КоАП Москвы появились лишь в 2022 году и должны действовать со дня вступления в силу соглашения между Правительством Москвы и МВД РФ. Однако такое соглашение до сих пор не заключено. То есть, более восьми лет в столице отсутствует возможность возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан", - передает пресс-служба КС РФ выводы суда.
Таким образом, пункт 1 части 3 статьи 16.5 КоАП Москвы признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он во взаимосвязи с другими положениями КоАП Москвы не определяет должностных лиц, которые могут в системе действующего правового регулирования возбуждать дела (составлять протоколы) об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан, не обеспечивая тем самым надлежащего механизма привлечения их к административной ответственности за данное правонарушение.
Законодателю города Москвы (как и законодателям иных субъектов РФ) надлежит внести в свои акты необходимые изменения. До этого протоколы о нарушении общественного порядка и безопасности в столице вправе составлять должностные лица Объединения административно-технических инспекций Москвы. Сотрудники полиции при отсутствии соглашения между МВД России и Правительством Москвы обязаны им содействовать.
Пересмотр судебных решений, вынесенных по делу Лакина, не приведет к восстановлению его прав, поэтому ему предоставляется право на компенсацию.