САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 мая - РАПСИ, Михаил Телехов. Эффективное оспаривание решения таможенного органа как в административном, так и в судебном порядке невозможно реализовать без изготовления проверяемым лицом выписок и снятия им копий с материалов проверки, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
Такое разъяснение было дано КС РФ после рассмотрения жалобы ООО "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ", просившего проверить конституционность пункта 2 статьи 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Оспариваемые нормы признаны противоречащими Конституции РФ. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Копировать не разрешили
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Челябинскую таможню с заявлением об ознакомлении с материалами камеральной таможенной проверки, проведенной в отношении него, по результатам которой таможенным органом был принят ряд решений о корректировке (увеличении) таможенной стоимости импортированных обществом товаров. В результате, были согласованы дата и время ознакомления с материалами таможенной проверки, но юристы компании были предупреждены о том, что нельзя делать с документов выписки и снимать копии.
"ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным ограничения способов ознакомления с материалами таможенной проверки. Арбитражный суд Челябинской области удовлетворил требования заявителя, отметив, что оспариваемая норма равно как и таможенное законодательство Евразийского экономического союза не предусматривает ограничений в отношении способов ознакомления с материалами таможенной проверки.
Но Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований проверяемого лица, сославшись на толкование оспариваемой нормы, изложенное в ряде писем Министерства финансов России, суд отметил, что законодательство не предусматривает права проверяемого лица осуществлять выписки из материалов таможенной проверки, снимать с них копии.
Бессмысленность визуального осмотра
Рассматривая жалобу "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" КС РФ отметил, что в немногочисленной судебной практике по указанному вопросу сложились противоположные подходы - в одних случаях суды не признавали право на снятие копий с материалов таможенной проверки, во вторых признавали, подчеркивая при этом, что содержащиеся в письмах Минфина России разъяснения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для таможенных органов правила поведения.
В итоге, КС РФ указал, что в целях обеспечения права на эффективное оспаривание решения таможенного органа как в административном, так и в судебном порядке лицу должна быть гарантирована вытекающая из принципов состязательности и равноправия сторон спора возможность доступа к документам и материалам, положенным в основание оспариваемого решения, а равно фиксации содержащихся в них сведений.
"Когда объем материалов таможенной проверки значителен или, например, они содержат сложные математические расчеты или документы, составленные на иностранном языке, а равно требуют обращения к помощи квалифицированного юридического советника, простой их визуальный осмотр в течение времени, отведенного на ознакомление, может оказаться не только недостаточным, но и, по существу, бессмысленным", - говорится в постановлении КС РФ.
Также КС РФ отметил, что должен учитываться и подход законодателя к порядку ознакомления с материалами налоговой проверки, при которой прямо предусматривается изготовление выписок и снятие копий.
"Предмет таможенного и налогового законодательства, как и метод правового регулирования, имеют сущностное сходство, и подход к возможности ознакомления с материалами проверок не должен быть различным", - передает пресс-служба КС РФ позицию суда.
Нет оснований для пересмотра
Таким образом, оспариваемая норма признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не обеспечивает права проверяемого лица (его представителя) в ходе ознакомления с материалами таможенной проверки осуществлять из них выписки и (или) использовать технические средства, предназначенные для их копирования (фотографирования), – в части, в которой данные материалы не содержат государственной или иной охраняемой законом тайны, – и в связи с этим допускает в правоприменительной практике отказ проверяемому лицу (его представителю) в осуществлении такого права.
КС РФ обязал федерального законодателя внести соответствующие изменения в действующее регулирование.
Необходимость пересмотра дела "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" КС РФ поставил под сомнение, объяснив, что заявитель реализовал свое право на ознакомление с материалами проведенной в отношении него таможенной проверки в ходе судебного разбирательства по делу об оспаривании решений таможенного органа о корректировке (увеличении) таможенной стоимости импортированных им товаров.