САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 июл - РАПСИ, Михаил Телехов. Деятельное раскаяние требует больших усилий от обвиняемого, чем примирение с потерпевшим, поэтому наличие в биографии соискателя в органы принудительного исполнения (ОПИ) факта прекращения уголовного дела частного обвинения в связи с деятельным раскаянием не должно быть препятствием для поступления на эту службу, как не является таким препятствием и прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
Поэтому пункт 4 части 4 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающий, что гражданин может быть принят на службу в органы ОПИ, если он подвергался уголовному преследованию в рамках частного обвинения, которое было прекращено в связи с примирением сторон, но не с деятельным раскаянием, признан не соответствующим Конституции РФ.
"Соответствующее дело было рассмотрено в связи с жалобой жителя Мурманска Роллана Пахомова. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", - пояснили в пресс-службе КС РФ.
Не взяли в силовики
Как следует из материалов дела, Пахомов с января 2005 года был принят на федеральную государственную гражданскую службу в Управление Министерства юстиции РФ по Мурманской области судебным приставом-исполнителем, а в 2017 году был назначен начальником отдела организации исполнительного производства. В связи с признанием в 2020 году службы в ОПИ самостоятельным силовым видом деятельности, его должность была сокращена.
"Пахомов изъявил желание поступить на службу в ОПИ на аналогичную должность. Успешно пройдя профессиональный психологический отбор и медосвидетельствование, имея поощрения и награды, заявитель получил отказ в трудоустройстве, так как ранее в отношении него возбуждалось уголовное дело частного обвинения за причинение легкого вреда здоровью, прекращенное в 2001 году в связи с деятельным раскаянием. Оспорить это решение в судах не удалось", - пояснили в пресс-службе КС РФ суть дела
Потенциальная опасность обвиняемого
Оспариваемые Пахомовым нормы, пояснил КС РФ, устанавливают, что гражданин не может быть принят на службу в органы ОПИ, если он подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления в ОПИ), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность ранее совершенного им деяния устранена уголовным законом. При этом КС РФ подчеркнул, что в данной позиции примирение сторон противопоставлено другим причинам прекращения уголовного дела, в том числе и деятельному раскаянию, притом, что примирение сторон, не подтверждая и не опровергая обоснованность уголовного преследования лица, в отношении которого оно осуществлялось, не исключает потенциальную опасность обвиняемого.
КС РФ также отметил, что для признания судом деятельного раскаяния по делу частного обвинения необходимо, чтобы лицо способствовало раскрытию и расследованию инкриминируемого ему преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный этим преступлением, вследствие чего перестало быть общественно опасным.
Нарушение принципов справедливости
"Объем условий, при которых может быть применено деятельное раскаяние, намного превышает требования к поведению обвиняемого, согласившегося на прекращение дела частного обвинения в связи с примирением сторон", - говорится в решении КС РФ.
Таким образом, КС РФ указал, что признание факта прекращения уголовного преследования по делу частного обвинения в связи с деятельным раскаянием препятствием для поступления на службу в ОПИ может свидетельствовать как о несоразмерности ограничения права гражданина поступить на службу в органы принудительного исполнения, так и о нарушении принципов равенства и справедливости.
Законодателю предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование. До этого момента прекращение в отношении лица уголовного преследования по делу частного обвинения в связи с деятельным раскаянием не может препятствовать принятию на государственную службу в органы принудительного исполнения, если оно имело место не менее чем за три года до дня поступления в ОПИ.
Дело заявителя подлежит пересмотру.