САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 30 авг — РАПСИ. Третий кассационный суд общей юрисдикции отказал в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации пособника фашистской Германии тюрколога Ахмета-Заки Валиди, сообщает в среду пресс-служба кассационной инстанции.

История вопроса

В январе 2021 года в Санкт-Петербургский государственный университет поступило представление прокурора о демонтаже бюста тюрколога, лидера башкирского национально-освободительного движения начала ХХ века Ахмета-Заки Валиди. Памятник в 2008 был подарен университету Министерством культуры Республики Башкортостан.

Как следует из представления прокуратуры, установка памятника Валиди и создание его музея в СПбГУ свидетельствуют о героизации деяний пособников нацистских преступников и противоречит законодательству о противодействии экстремизму. При этом прокуратура проверяла законность установки бюста Валиди в СПбГУ по запросу самого вуза.

При проведении проверки прокуратура запрашивала документы и архивные материалы из историко-документального департамента МИД России и Российского государственного архива. Сотрудники прокуратуры получили сведения о сотрудничестве Валиди с фашистами.

Так, прокуроры изучили стенограмму процесса «Пантуранистов и расистов», проходившего в Турции в 1944 году. Из показаний Валиди на этом процессе следовало, что он создал тайную националистическую организацию, которая после победы Германии над СССР планировала свергнуть турецкое правительство и создать «Великий Турецкий союз» на территориях от Северного Кавказа до Великой Китайской стены.

Иск к прокуратуре

Как следует из материалов дела, с иском к прокуратуре Василеостровского района Санкт-Петербурга обратился уроженец города Белорецка в Башкирии Ильшат Саитгалин. Истец просил признать сведения о том, что Ахмет-Заки Валиди является сторонником нацизма и расизма, распространяемые ответчиком, не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство Валиди, обязать ответчика отозвать представление ректору СПбГУ по поводу сноса бюста Валиди, опубликовать извинения на сайте прокуратуры Санкт-Петербурга.

По мнению истца, действия прокуратуры Василеостровского района порочат честь и достоинство умершего человека, а также унижают честь и достоинство группы лиц по национальному признаку.

Как сообщает пресс-служба Третьего кассационного суда, истец указал на большой вклад Валиди в «федеральный строй» Российской Федерации, гражданином которой он является, и в «развитие башкирской нации», к которой также себя относит истец. В этой связи Саитгалин посчитал себя заинтересованным лицом в данном деле и просит суд защитить честь и достоинство умершего человека путем признания распространенных сведений не соответствующими действительности.

Решения судов

Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 12 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 марта, в удовлетворении исковых требований было отказано.

Суд первой инстанции исходил из того, что с таким иском вправе обратиться заинтересованное лицо, вместе с тем, истцом не представлено доказательств, что он относится к кругу заинтересованных лиц, которые вправе требовать защиты чести и достоинства Валиди, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.

Пресс-служба кассационной инстанции указывает, что согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 февраля 2005 года № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» по требованию заинтересованных лиц (например, родственников, наследников), защита чести и достоинства гражданина допускается и после его смерти (пункт 1 статьи 152 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, гражданским законодательством предусмотрена возможность защиты чести, достоинства или деловой репутации граждан не только при жизни, но и после их смерти. Данное положение обусловлено неразрывной связью достоинства тесно связанных с умершим людей (близких родственников, друзей, сослуживцев) и прижизненного достоинства умершего.

Поскольку судами двух инстанций установлено, что истец не относится к числу заинтересованных лиц, которые непосредственно и неразрывно связаны с Валиди, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции оставила судебные постановления без изменения, а кассационную жалобу истца без удовлетворения.