МОСКВА, 26 дек – РАПСИ. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд не стал пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам судебные акты, касающиеся законности приватизации имущества ОАО «Порт Пермь», которая состоялась в 2009-2010 гг.
Апелляционная инстанция оставила без изменения решение Арбитражного суда Пермского края от 14 сентября 2023 года по делу №А50-8470/2009.
В своем ходатайстве прокуратура ссылалась на то, что ОАО «Порт Пермь» имеет стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, что со ссылкой на решение апелляционной инстанции отмечено в определении Верховного суда РФ от 20 июня 2023 года.
Однако Арбитражный суд Пермского края не счел приведенные прокуратурой доводы новыми обстоятельствами. В материалах дела отмечается, что судебный акт не может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам, если они возникли после принятия этого акта. Напомним, что приватизация земельных участков и имущества пермского порта прошла 14 лет назад.
Кроме того, суд указал на то, что сроки исковой давности по делу пропущены, и в своем определении от 14 сентября 2023 года отказал прокуратуре в ходатайстве в связи с отсутствием оснований.
Важно заметить, что в дополнение прокуратура указывала, что в результате совершения цепочки сделок контроль над таким важным для государства стратегическим объектом, как порт, получил недобросовестный иностранный инвестор, который значительно ухудшил финансово-экономическое и имущественное положение предприятия, чем подорвал обороноспособность и безопасность страны.
Ранее, в октябре 2022 года прокуратура подала в суд заявление, в котором требовала признать незаконными сделки 2009 года, по которым «Порт Пермь» получил из федеральной собственности более 20 земельных участков и объекты инженерной инфраструктуры. Ответчиками по заявлению ведомства, помимо ОАО «Порт Пермь», были Территориальное управление Росимущества по Пермскому краю, ООО «Порт Пермь», одноименное АО, ООО «Диджитал Порт», ООО «Порт Сити», ООО «Инвестгрупп», а также чешская компания «Далтамен, СЕ».
Суд однако в удовлетворении требований прокуратуры отказал, мотивировав свое решение тем, что оформление прав на земельные участки совершено в рамках действовавшего на тот момент законодательства, а также пропуском срока исковой давности.
Как писали СМИ, недавнее вхождение в совет директоров АО «Порт Пермь» представителей региональных властей свидетельствует о намерении контролировать развитие площадки в центре города. По их данным, это мог быть как девелоперский, так и инфраструктурный проект.
АО «Порт Пермь» (правопреемник ОАО с таким же названием) занимается добычей и реализацией нерудно-строительных материалов, а также грузовыми перевозками. Производственная деятельность общества сосредоточена в терминале в микрорайоне Заостровка. По данным пермских СМИ, на небольшом участке, который находится в 12 км от заброшенной территории порта, осуществляется перевалка песка и щебня. Вся остальная территория — это большой пустырь, на котором расположены единичные коммерческие структуры с непонятными правами и который местные эксперты называют «позором для города». Они также считают, что те объекты, которые сейчас представляют собой имущественный комплекс порта, невозможно считать стратегически важными для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
По итогам 2022 года АО отчиталось о доходе свыше 183,2 миллиона рублей, чистый убыток общества составил 10,7 миллиона рублей. После 2009 года контроль над портом получили иностранные компании.
В 2022 году решением суда по требованию ФАС 79,6% акций АО «Порт Пермь» были истребованы в пользу государства в лице Росимущества, а в этом году постановлением правительства РФ предприятие было включено в план приватизации. При этом каких-то значимых активов на балансе предприятия не числится, основные средства компании по итогам 2022 года оценивались в 31,74 миллиона рублей.
Говоря о возможных перспективах и целях приватизации имущественного комплекса порта, эксперты высказывают предположение, что в перспективах развития объекта заинтересованы краевые власти, которые могли бы выбрать ответственных российских инвесторов для застройки на этой территории.
В настоящее время на имущество и объекты порта наложен арест.