МОСКВА, 11 янв — РАПСИ. Верховный суд РФ отказал Алексею Навальному в административном иске об обжаловании правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласно которым заключенным запрещается иметь несколько книг в одиночных камерах и штрафном изоляторе, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
Осужденный настаивает, что общие правила разрешают иметь ему 10 разных книг, но при попадании в ШИЗО за нарушение режима или при нахождении в одиночной камере — заключенный имеет право взять с собой только одну книгу. Навальный рассказал, что получил в подарок от священника Закон Божий, который он не может изучать вместе с Библией, чтобы практиковать православие. Истец считает, что спорные нормы также направлены против лиц, практикующих ислам.
«Я бы хотел уточнить, что в правилах, которые действовали 1,5 года назад — была разрешена одна книга и плюсом к ней одна религиозная книга. Я исповедую православие и хотел бы иметь возможность изучать мою религию. Такая норма нарушает мои религиозные права», — считает Навальный.
Представитель Минюста уточнил, что с иском он не согласен, поскольку любой заключенный действительно может иметь библиотеку из 10 личных книг, а также у него есть возможность попросить в ежедневном режиме заменять книгу. Также Навальный может выписать интересующую его литературу из библиотеки колонии, тогда он сможет хранить в одиночной камере и Библию, и Закон Божий.
Право на лапшу
Во втором иске, который был объединен с иском о книгах, Навальный просил высшую инстанцию отменить нормы, разрешающие администрации колонии ограничивать время, отведенное заключенному на горячее питание. Он жалуется, что в приложении к Правилам внутреннего распорядка установлена спорная формулировка «до 30 минут» в отношении завтрака и ужина.
«Благодаря ей мне установили лимит в 10 минут на завтрак и в 15 минут − на ужин. Мы пытались обжаловать эти нормы в местном суде. И нам сказали, что администрация может установить и 10 минут, и 2 минуты, и 1 минуту, исходя из формулировки <...> Какой самый популярный товар в ларьке? Правильно — «Доширак». Я хотел бы иметь возможность его поесть без установленных ограничений», — указал осужденный.
Представитель Минюста удивился, отметив, что вышеупомянутые трактовки норм права администрацией исправительных учреждений являются для ведомства «сюрпризом».
«Действует отдельный приказ ФСИН, устанавливающий правила питания. Спорная норма указана в «Примерном распорядке». Этот документ ничего не может ограничивать и не может давать такие права руководству колонии <...> Осужденный может оспаривать такие действия в судебном порядке», — сказал представитель ответчика.
Навальный высоко оценил пояснения Минюста, признавшись, что хочет «расцеловать» представителя министерства. Заявитель считает, что юридическая трактовка спорных норм министерством его полностью устраивает, но иногда чиновники ФСИН о них забывают. Он отбывает наказание в ИК-3 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу — ему было назначено 19 лет особого режима.
Представитель Генеральной прокуратуры также посчитал, что исковое заявление Навального необходимо оставить без удовлетворения, поскольку часть спорных норм имеет рекомендательный характер, а действия администрации не относятся к абстрактному нормоконтролю.
«Административное исковое заявление Навального Алексея Анатольевича оставить без удовлетворения. Обжаловать вынесенное решение возможно в установленный законом срок», — сказал судья.