САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. Количество назначенных административных наказаний одному юридическому лицу может повлиять не только на объем санкций или штрафов, но еще и на взаимоотношения с лицензионным органом, на решения организаторов конкурсных процедур, а также упрощает процедуру обжалования привлечения к ответственности. Эту мысль Конституционный суд (КС) РФ разъяснил правоприменительным органам в своем новом Постановлении, вынесенном по жалобам ООО "Воплощение" и ООО "СИБТЕК".
Заявители просили проверить конституционность некоторых положений Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). Среди оспариваемых норм часть 2 статьи 1.7, в которой говорится об обратной силе закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность, часть 5 статьи 4.4, регулирующая назначение одного постановления по результатам одного контрольного либо надзорного мероприятия, и часть 1 статьи 15.25, предполагающая ответственность за осуществление незаконных валютных операций.
Зарплата наличными в валюте
Как следует из материалов дела, в 2020 году "Воплощение", а в 2022 году и "СИБТЕК", были привлечены к административной ответственности за неоднократную выдачу зарплаты наличными средствами в валюте некоторым своим работникам-нерезидентам (минуя счета в уполномоченных банках)
Каждое из нарушений налоговый орган оформлял отдельным постановлением, в том числе и зафиксированные в рамках одной проверки, и назначал по каждому самостоятельный штраф, исчисленный пропорционально сумме каждой незаконной валютной операции.
В 2022 году была принята часть 5 статьи 4.4. КоАП РФ, согласно которой по результатам одной проверки вне зависимости от количества выявленных нарушений назначается одно наказание, а соответственно выносится одно постановление. Изменение закона получило обратную силу в случае наличия перспективы на смягчение ответственности при еще не исполненном наказании.
Поскольку не все постановления по делам заявителей были исполнены, они обратились в суды, указывая, что исполнению подлежит лишь одно постановление об административном наказании, вынесенное по результатам одной проверки, а производство по последующим подлежит прекращению.
Как передала пресс-служба КС РФ суть жалоб, суды им отказали, отмечая, что данная норма не применима с обратной силой в их делах, "поскольку даже при объединении всех административных правонарушений в одном постановлении итоговый размер штрафа подлежал бы исчислению от суммы всех незаконных валютных операций". То есть, не улучшал бы положение заявителей.
Разные штрафы
КС РФ напомнил в своем постановлении, что штраф, будучи денежным взысканием, может выражаться по-разному.
"Как в твердом размере (в рублях), так и в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения, или в иной величине, кратной количественному показателю, характеризующему совершенное правонарушение, в частности размеру незаконной валютной операции. Не исключается и сочетание этих двух способов, когда размер штрафа рассчитывается как доля от определенной суммы, но его максимальный размер ограничивается фиксированной величиной", - говорится в решении суда.
При этом КС РФ подчеркнул, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ снизила штрафную нагрузку для тех лиц, которым административное наказание в виде штрафа назначается в фиксированном размере, а также для тех лиц, в отношении которых наказание – хотя и назначается в размере, кратном стоимости предмета административного правонарушения или иной денежной величине, – ограничено максимальным фиксированным размером.
"В указанных случаях за совершение любого количества административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи) КоАП РФ, в течение периода, охватываемого одним мероприятием по контролю либо надзору, лицу может быть назначено одно административное наказание по совокупности всех правонарушений, но в пределах санкции соответствующей статьи или части статьи", - поясняет КС РФ.
Количество имеет значение
Пресс-служба КС РФ также обратила внимание на позицию КС касательно конкретных дел заявителей: несмотря на то, что новое правовое регулирование не повлияло на итоговый размер штрафа, количество назначенных административных наказаний может в перспективе иметь существенное значение.
"Количество назначенных административных наказаний может приобретать для хозяйственной деятельности лица, привлеченного к административной ответственности, – с точки зрения прямых и косвенных последствий привлечения к такой ответственности – не меньшее значение, чем конкретный размер санкции, тем более с учетом возможной динамики этого регулирования. Во-первых, количество вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания может иметь значение в контексте лицензионно-разрешительной деятельности, при отнесении лица к категории повышенного риска для целей государственного контроля (надзора), в случае участия в конкурсных процедурах и т.п. Во-вторых, вынесение одного постановления о назначении административного наказания вместо двух и более некоторым образом упрощает для лица процедуру обжалования привлечения его к административной ответственности в вышестоящий государственный орган и (или) в суд", - сказано в постановлении КС РФ.
Таким образом, по мнению КС РФ, сформировавшийся в судах общей юрисдикции практика, которая игнорирует улучшение положения заявителей в зависимости от количества административных наказаний, нарушает конституционные принципы справедливости.
"Впредь вынесенные по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия постановления должны учитываться как одно с наказанием в размере, определяемом путем суммирования штрафов, назначенных такими постановлениями", - передает пресс-служба КС РФ позицию суда.
Оспариваемые нормы признаны не противоречащими Конституции РФ. Но выявленный конституционно-правовой смысл изученных положений не предполагает необходимости пересмотра конкретных дел заявителей, отметили в пресс-службе КС РФ.