САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. Возложение на бывшую управляющую компанию (УК) обязанности по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома из-за отсутствия новой УК не лишено конституционной целесообразности. Соответствующее решение Конституционного суда (КС) РФ обусловлено соображениями безопасности и благополучия жильцов МКД.
Заставили управлять
Как следует из материалов дела, в 2021 году ресурсоснабжающая организация Красноярска взыскала с УК "Мир" задолженность в 16 тысяч рублей в виде задолженности по оплате холодного водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды. При этом договор управления с собственниками МКД был заключен 8 сентября 2017 года и расторгнут 19 декабря 2018 года. Из перечня домов, находящихся в управлении УК "Мир", названный дом был исключен с 1 января 2019 года по причине прекращения договора собственников с УК.
"Однако на основании оспариваемой нормы суды установили, что заявитель должен продолжать исполнять свои обязанности вплоть до начала управления домом новой организацией", - передает пресс-служба КС РФ позицию правоприменителей по делу УК "Мир".
В итоге юристы УК "Мир" попросили КС РФ проверить конституционность части 10 статьи 162 и части 3 статьи 200 Жилищного кодекса (ЖК) РФ. По мнению юристов заявителя, первая норма допускает сохранение за бывшей УК обязательств по управлению МКД и статуса исполнителя коммунальных услуг, поскольку та не передала документы, технические средства и необходимое для содержания дома оборудование новой УК даже при отсутствии таковой, а вторая - позволяет возлагать на бывшую УК обязанность по оплате коммунальных ресурсов, истраченных на общедомовые нужды.
Приемлемое истолкование
Но КС РФ заявил в своем постановлении, что реализация гарантированных Конституцией РФ жилищных прав граждан предполагает организацию непрерывного управления многоквартирными домами и обслуживания общего имущества собственников, разъяснив порядок смены УК.
"Управляющая организация приступает к своей деятельности с момента регистрации в реестре лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора, размещаемого в ГИС ЖКХ. При прекращении договора управления изменения в реестре осуществляет орган государственного жилищного надзора в течение пяти рабочих дней. Техническую документацию, средства и оборудования управляющая компания обязана передать новому субъекту управления домом в течение трех рабочих дней", - описывает пресс-служба КС РФ механизм смены УК.
По мнению КС, именно в интересах обеспечения непрерывности управления и обслуживания дома правоприменительные органы обязывают УК продолжать работу и оплачивать коммунальные ресурсы до передачи управления другим лицам. При этом КС РФ соглашается, что такое истолкование влечет за собой ограничение свободы экономической деятельности и права частной собственности, но он подчеркивает, что оно не может восприниматься как неприемлемое.
"Право на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и право частной собственности не являются абсолютными, они могут быть ограничены федеральным законом. Законодательная власть обязана проявлять заботу обо всех участниках рыночных отношений и устанавливать такие условия осуществления предпринимательской деятельности, которые будут согласовываться с частной экономической инициативой, интересами потребителей и общества в целом", - поясняет пресс-служба КС РФ позицию суда.
Жилищные права граждан
Непрерывное обеспечение безопасной эксплуатации дома и реализации жилищных прав граждан диктует возложение обязанностей по управлению МКД на бывшую УК, если не избрана новая.
"Возложение на управляющую многоквартирным домом организацию, не исполнившую требование по передаче технической документации, иных связанных с многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации такого дома и управления им, новому субъекту управления (поскольку таковой не определен), обязанности продолжать свою управленческую деятельность после прекращения договора управления многоквартирным домом и внесения сведений об этом в реестр лицензий субъекта Российской Федерации с сохранением за ней права на получение платы за осуществление указанной деятельности само по себе не лишено конституционной целесообразности, так как (при отсутствии какого-либо иного субъекта управления таким домом) объективно продиктовано целями непрерывного обеспечения безопасной эксплуатации многоквартирного дома и тем самым беспрепятственной (по крайней мере, в контексте администрирования соответствующим домом) реализации жилищных прав граждан", - сказано в постановлении КС РФ.
Но одновременно КС РФ отмечает, что обязанность бывшей УК по продолжению управления МКД и оплате коммунальных ресурсов не является неограниченной по времени, поскольку ЖК РФ подробно оговаривает порядок и сроки принятия общим собранием собственников решения о выборе способа управления домом, в том числе через обязанность органа местного самоуправления провести открытый конкурс.
При данном истолковании оспариваемые законоположения не расходятся с конституционными принципами необходимости и соразмерности ограничений прав и свобод. Но законодатель может внести изменения в порядок управления многоквартирным домом.
Новое Постановление КС РФ опубликованного на его официальном сайте.