МОСКВА, 9 июл — РАПСИ. Одинцовский городской суд Московской области 24 июля продолжит рассмотрение заявления Генеральной прокуратуры РФ о конфискации и возвращении в федеральную собственность участков в элитном коттеджном поселке «Сады Майендорф» в подмосковной Барвихе.

Генпрокуратура, с 2013 года расследующая уголовное дело о незаконной приватизации этих земель, направила в январе 2024 года заявление в суд с требованием о возврате в госсобственность первых 13 участков этого поселка, расположенных на 8 из 99 гектаров.

Ответчиками по иску в настоящее время являются шесть физических лиц, которым принадлежат эти 13 участков — экс-владелец компании «Уралхим» Дмитрий Мазепин, председатель наблюдательного совета банка «Система» Алексей Богачев, супруга ресторатора Аркадия Новикова Надежда Адвокатова, мать сооснователя компании «Меркьюри» Зоя Струнина, жена девелопера Михаила Хубутии Екатерина Джанашия, бизнесмен Валерий Гордышев, а также один зарубежный офшор.

Ответчики утверждают, что являются добросовестными приобретателями, а их права на землю по всем правилам зарегистрированы в ЕГРН. В то же время прокуратура добилась принятия обеспечительных мер — ареста участков, запрета на строительство и на осуществление регистрационных действий.

До 2000-х годов эти 99 га являлись частью 316 га земель клинического санатория «Барвиха» Управделами президента РФ. Согласно материалам, представленным Генпрокуратурой России в суд, в 2001 году участок в 99 га был незаконно выведен из федеральной собственности. По версии истца, чиновники управления, злоупотребив высоким статусом ведомства, спровоцировали подмосковные власти на издание незаконных распорядительных актов по изъятию указанных земель из федеральной собственности и передаче их в частные руки. По мнению истца, поскольку санаторий «Барвиха» является подведомственным управлению учреждением, закрепленное за ним имущество в силу статей 214 и 296 Гражданского кодекса РФ и Федеральному закону №7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» является федеральной собственностью. Эти земли имеют особое природоохранное и рекреационное значение, и деятельность, препятствующая использованию земель по целевому назначению, запрещена, считает истец.

Как ранее было установлено, в 2001 году спорные 99 га были проданы некоему ООО «Кантри Про» с уставным капиталом 8 400 рублей за 54 миллиона рублей, при этом его реальная стоимость, по данным Генпрокуратуры РФ, по состоянию на момент продажи составляла 13 миллиардов рублей. Во исполнение сделки ООО «Кантри Про» взяло на себя обязательства по реконструкции исторического памятника — замка Мейендорф, расположенного на землях санатория и входящего в комплекс Управделами. Прокуратура убеждена, что это обязательство было взято лишь с целью придания законности сделке. После этого земля была разделена на участки, из которых и был образован поселок «Сады Майендорф». Как говорится в материалах дела, ООО «Кантри Про» в 2009 году было ликвидировано, многие участки в поселке за эти годы неоднократно сменили владельцев. 

На предыдущих заседаниях по существу спора о принадлежности земли в Барвихе выступили стороны истца и ответчика. По мнению истца, отчуждение 99 га земли произошло якобы на основании незаконных актов представителей Московской области. Стоимость же была занижена в 236 раз — земля была куплена за 54,5 миллиона рублей, а по данным ведомства — реальная цена этой земли составляла 13 миллиардов рублей. 

Ответчики в свою очередь утверждают, что земля приобреталась в 2000-х годах по так называемой «нормативной цене», установленной государством, и по другой цене она не могла быть продана. В ходе слушаний также поднимался вопрос о том, имел ли право подписывать инвестконтракт главный врач санатория. Генпрокуратура отрицательно отнеслась к этому, а адвокаты владельцев участков утверждают, что такое право было. 

Кроме того, ряд экспертов поставили под сомнение избирательный подход истца к истребованию земли, который настаивает на возврате только 8 из 99 га земли. Основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко, выступивший в эфире радиостанции BFM, обратил внимание на то, что Генпрокуратура сейчас оспаривает лишь отдельные участки из 99 га поселка «Сады Майендорф», а не все эти земли. «Один важный момент, на что мало кто обращает внимание, это то, что […] почему-то прокуратура оспаривает только часть, мотивируя это тем, что нужно расширять территорию санатория, и поэтому нужно только часть оспаривать земельных участков. Поэтому здесь тоже не совсем корректно с юридической точки зрения. Если оспаривать, то тогда нужно оспаривать все», — считает он.

Ряд юристов, знакомых с существом дела, заметили, что в 2000-х годах, когда проводились сделки, существовал закон о плате за землю, в котором было понятие «нормативная цена земли». По этой цене государство и продавало участки. По их мнению, утверждение Генпрокуратуры о том, что цена земли составляла 13 миллиардов рублей, требует изучения. Кроме того, вопрос конфискации земли осложняется еще и тем, как учитывать инвестиции покупателя в виде передачи Управлению делами президента 5 га с домами в селе Знаменское и реконструкцию комплекса замка Мейендорф. Ответчики считают, что эти инвестобязательства вместе с выплаченными 54,5 миллиона рублей были соразмерной компенсацией за землю, отрезанную у санатория, Генпрокуратура же не учитывает земли в Знаменском и считает сделку по реконструкции замка ничтожной, оформленной лишь для придания видимости законности всей сделке. 

Комментируя довод истца о том, что земли санатория Барвиха в связи с их особым статусом могли находиться только в федеральной собственности, один из ответчиков заметил, что факт принадлежности спорных земель истцом не доказан — санаторий Барвиха владел земельным участком на праве бессрочного пользования, а не на праве оперативного управления. Земельные участки не были внесены в реестр федерального имущества и не были зарегистрированы как федеральное имущество, указал юрист.

Также ответчики оспаривают позицию истца о том, что отчуждение произошло якобы на основании незаконных актов представителей Московской области, напоминая, что эти акты никем не отменялись, не были признаны незаконными и не были оспорены.

В случае удовлетворения заявления Генпрокуратуры РФ 13 участков будут конфискованы в пользу государства, затем аналогичный иск уже в этом году может быть подан к собственникам остальных участков поселка «Сады Майендорф», занимающих 91 га земель, поскольку все 99 га являлись предметом единой сделки.

По сведениям источника, в Генпрокуратуре России уже подготовлен проект иска об истребовании оставшихся участков в поселке «Сады Майендорф» и возврата их в госсобственность. Лишиться своей дорогостоящей недвижимости могут около ста бизнесменов и руководителей госструктур, являющихся собственниками участков в поселке «Сады Майендорф». Пока механизм возмещения стоимости этого имущества в суде не рассматривался.