САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 июл – РАПСИ, Михаил Телехов. Юридические лица должны иметь право в течение 20 дней после назначения административного штрафа уплачивать его в половинном размере, если правонарушение было выявлено не только органами государственного и муниципального контроля, но и в ходе прокурорского надзора. Об этом говорится в провозглашенном в четверг постановлении Конституционного суда (КС) РФ. Текст решения опубликован на официальном сайте суда.
Соответствующие выводы сделал КС РФ, рассмотрев жалобу ООО "НТСИ Телеком", которое просило проверить конституционность части 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая определяет условия льготной уплаты административного штрафа.
Разный надзор
Как следует из материалов дела, "НТСИ Телеком" (московская компания, оказывающая услуги в сфере современных высокотехнологичных коммуникаций) обеспечила в мае 2022 года в качестве оператора сотовой связи международный вызов с территории Чешской республики – так называемый звонок с подменного номера, соответствующего российской городской нумерации. А закон "О связи" в данном случае обязывает операторов прекращать такие звонки, а продолжение такого вызова признается административным правонарушением оператора связи.
Соответствующий факт и выявила прокуратура, изучая уголовное дело о заведомо ложном сообщении об акте терроризма, совершенном с помощью системы связи "НТСИ Телеком".
За административное правонарушение суд назначил "НТСИ Телеком" штраф в размере 300 тысяч рублей и отказал в предусмотренной действующим законодательством возможности оплатить наказание в половинном размере, поскольку незаконное действие было выявлено в ходе прокурорского надзора.
То есть, согласно оспариваемой норме, уменьшение штрафа возможно, если правонарушение выявлено в ходе государственного или муниципального надзора и суды посчитали, что прокурорский надзор к ним не относится.
Посчитав это несправедливым, юристы "НТСИ Телеком" обратились в КС РФ.
Неконституционная практика
Со своей стороны КС РФ пояснил, что законодательство о государственном контроле системно и оправдано дифференцирует регулирование специального ведомственного надзора, с одной стороны, и общего надзора прокуратуры - с другой. Но по мнению КС РФ, это не должно восприниматься как отрицание статуса прокуратуры в качестве полномочного субъекта государственной контрольно-надзорной деятельности.
"Цель введения оспариваемых положений состояла в либерализации ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. На практике же они толкуются как исключающие возможность уплаты половинного штрафа при выявлении нарушения прокурорской проверкой, поскольку прокурорский надзор формально исключен законом из определения государственного контроля", - так оценил КС РФ сложившуюся ситуацию и отметил, что из-за этого нарушается принцип равенства субъектов, привлекаемых к административной ответственности за совершение одних и тех же правонарушений, выявленных в различных процедурах различными государственными органами в отношении одной и той же категории лиц.
КС подчеркнул, что оспариваемые нормы рождают у привлекаемых к административной ответственности лиц разумные ожидания того, что в случае, если правонарушение выявлено в результате проверки прокуратурой как иным субъектом контрольно-надзорной деятельности государства, возможность льготной уплаты штрафа им также будет предоставлена.
"Отказ же в такой возможности может рассматриваться как не согласующийся не только с принципом равенства всех перед законом, но и с требованием поддержания доверия к нему, а также принципом справедливости в правовом демократическом государстве", - посчитал КС РФ.
В итоге, оспариваемое положение признано не соответствующим Конституции РФ.
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения. До того момента в случае выявления административного правонарушения в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры, должна предоставляться возможность льготной уплаты штрафа в половинном размере.
Правоприменительные решения по делу "НТСИ Телеком" подлежат пересмотру.