МОСКВА, 17 июн — РАПСИ. Бессрочный запрет на владение оружием лицам с погашенной или снятой судимостью за тяжкое и особо тяжкое преступление, а также отказ в выдаче лицензии осужденным два и более раза не нарушает конституционные права, считает Конституционный суд (КС) РФ.
«Ограничение установлено федеральным законодателем как следствие явного и грубого пренебрежения указанными лицами обязанностью соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы и продиктовано обоснованными сомнениями в том, что соответствующие лица в будущем будут неукоснительно соблюдать требования законодательства в области оборота оружия», — следует из изученного РАПСИ определения.
Также в определении о запрете в выдаче лицензии лицам, которые были осуждены два и более раза, указано, что Федеральный закон предусматривает лицензионно-разрешительный порядок приобретения оружия гражданами РФ для того, чтобы «не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также чтобы обеспечить строго целевое использование оружия».
КС изучил сразу две жалобы ранее судимых, которые касаются нюансов разрешения на оружие.
Бессрочный запрет
В суд обратился гражданин Филипп Романов, имеющий снятую судимость за тяжкое преступление — получение взятки, совершеннее лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.
Заявитель обратился в суд, чтобы оспорить пункт 3.1 части 20 статьи 13 Федерального закона «Об оружии», который, по его мнению, противоречит Конституции РФ. По словам Романова, закон устанавливает бессрочный недифференцированный запрет на выдачу лицензии на приобретение оружия для граждан, имеющих судимость за совершение тяжкого преступления, которая была снята до введения данного запрета.
Дважды осужденные
Гражданин Михаил Крылов был осужден в 2000 году за совершение преступления, предусмотренного частью 1 и пунктами «а», «в» части 3 статьи 228 УК РФ (незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ), в 2011 году — за преступление по части 1 статьи 116 УК РФ (побои) и части 1 статьи 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью).
Заявитель оспаривает конституционность пункта 35 части 20 статьи 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которым осужденным два и более раза не выдают лицензию на оружие. По его мнению, законоположение противоречит Конституции РФ, так как не конкретизирует срок запрета, не учитывает ни тяжести преступлений, ни срок давности, ни форму вины.
Позиция КС
Конституционный суд РФ отказался принимать жалобы Романова и Крылова к рассмотрению. Он указал, что судимость представляет собой уголовно-правовой институт, имеющий значение для целей реализации уголовной ответственности. Даже после ее снятия она может иметь последствия в других сферах, которые регулируются федеральными законами (постановление от 10 октября 2013 года №20-П, определения от 29 сентября 2015 года №2100-О, от 28 января 2016 года №198-О, от 10 марта 2016 года №450-О и №451-О, от 27 июня 2017 года №1207-О, от 21 ноября 2022 года №3163-О, от 28 марта 2024 года №595-О).
Конституционный суд в постановлении от 29 июня 2012 года №16-П также акцентировал, что бессрочный характер запрета на получение лицензии на оружие не является мерой ответственности или условием занятия определенным видом профессиональной деятельности, а представляет собой административно-предупредительную меру. Бессрочность такой меры не может служить основанием для признания ее несоразмерной и несправедливой.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым был введен оспариваемый запрет, содержит переходные положения. Согласно им, если гражданин уже имел лицензию на приобретение гражданского оружие до вступления закона в силу, оно признается действующим.
КС акцентирует, что, если после вступления нового закона человек утратил право покупать оружие по обстоятельствам, наступившим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то ему разрешено хранить и носить оружие на основании выданной лицензии, в том числе на новый срок.
Распространение же данного запрета на лиц, которые были осуждены два и более раза за совершение преступления до вступления в силу Федерального закона и при этом на момент его вступления в силу не имели указанных действительных лицензий и разрешений, не может рассматриваться как необоснованное ухудшение их правового положения и как недопустимое придание новому закону обратной силы, подчеркивает КС.
«Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Романова и Крылова», — указали в суде.