САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 фев — РАПСИ, Михаил Телехов. Может ли суд принимать решение о немедленном изъятии для государственных нужд находящегося в частной собственности земельного участка не только без предварительного и равноценного возмещения, но и без разрешения вопроса о размере компенсации. Соответствующую жалобу представители органов законодательной и государственной власти обсудят в Конституционном суде (КС) РФ в открытом заседании в четверг, 5 февраля.

Участок государственного значения

Как следует из материалов дела, Александр Краснощеков владел земельным участком площадью 4,3 гектара сельскохозяйственного назначения в Тверской области. В апреле 2024 года ГК «Автодор» обратилась в суд с иском об изъятии у него этого участка для государственных нужд в целях строительства скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург с возмещением в 900 тысяч рублей. 

Арбитражный суд 13 августа 2024 года выделил рассмотрение требования об установлении размера компенсации в отдельное производство из-за возникшего спора относительно суммы возмещения. При этом 20 августа 2024 года суд удовлетворил иск об изъятии земельного участка, приняв во внимание, что спорный участок не используется Краснощековым и фактически передан ответчиком подрядной организации, поскольку на нем уже была возведена автодорожная инфраструктура.

«Решение было обращено к немедленному исполнению для ввода в эксплуатацию данного участка дороги, который имеет особое государственное значение. А через шесть месяцев, в марте 2025 года, суд назначил заявителю компенсацию в два миллиона рублей. До этого Краснощеков безрезультатно обжаловал решение об изъятии собственности без выплаты компенсации», — описали в пресс-службе КС РФ хронологию событий.

Признаки конфискации

Данный подход суда к разрешению иска об изъятии имущества для государственных нужд заявитель назвал опасным прецедентом.

«Созданный в рамках дела прецедент является опасным, нарушающим действующий порядок изъятия, подрывающим конституционные основы частной собственности, доверие общества к правовой системе и действиям государственных органов, снижает предпринимательскую активность», — написал Краснощеков в своей жалобе.

По его мнению, вынесенное судом решение о принудительном изъятии земельного участка, находящегося в частной собственности, не только до момента предварительного и равноценного возмещения, но и до момента определения размера такого возмещения, является незаконным и содержит в себе признаки конфискации.

В итоге Краснощеков обратился в КС РФ с просьбой проверить конституционность пункта 6 статьи 279, пункта 4 статьи 281 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 56.11 Земельного кодекса РФ, поскольку они допускают изъятие находящейся в частной собственности недвижимости для государственных или муниципальных нужд без предоставления правообладателю гарантированного предварительного и равноценного возмещения.

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>