МОСКВА, 10 дек - РАПСИ. В России существует проблема с юридическим образованием, и знания, с которыми выходят студенты в профессиональную жизнь, не позволяют им полностью быть готовыми к практической деятельности - такое мнение выразили участники прошедшего в понедельник в РИА Новости второго Международного юридического конгресса (МЮК).
На "круглом столе" "Путь в профессию" в рамках МЮК "Диалоги о будущем", организованного агентствами РАПСИ и РИА Новости, директор института права и публичной политики Ольга Сидорович отметила, что модернизация юридического образования в России "проходила очень трудно". "Но на сегодняшний день остается открытым вопрос - с какими знаниями юристы выходят в профессиональную жизнь, чему и как их учат? Я предлагаю обсудить судьбу юридического образования", - сказала она.
Ректор Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина Виктор Блажеев убежден, что важной проблемой является то, как выпускник юридического вуза адаптирован к юридической практике. "Мы перешли на двухуровневую систему образования - бакалавриат и магистратура. Мы создали эти образовательные стандарты, но рабочие стандарты до сих пор не созданы", - сказал он.
Блажеев удивлен, почему все еще нет перечня должностей, на которые могут претендовать бакалавры и магистры. "Мы бьем тревогу. Ведь мы не понимаем, как будут трудоустраиваться бакалавры, массовый выпуск которых планируется уже совсем скоро", - добавил ректор юридической академии. По его мнению, работодатель должен сформулировать требования к лицу, которое может занять ту или иную должность.
Также Блажеев рассказал о созданных комиссиях по качеству юридического образования, которые занимаются общественной аккредитацией вузов. "На данный момент 104 вуза уже прошли данную общественную аккредитацию и 36 из них предложили устранить замечания", - отметил он.
Блажеев уверен, что результаты общественной аккредитации можно учесть в рамках государственной аккредитации вузов. Он убежден, что к государственной аккредитации необходимо привлечь экспертов Ассоциации юристов России, при поддержке которой и проводится общественная аккредитация. Ведь задача общественной аккредитации, по его мнению, и состоит в более глубоком изучении ситуации, которая сложилась в юридическом образовании.
Юридическое образование должно быть непрерывным
В свою очередь ректор Российской академии правосудия Валентин Ершов считает, что юридическое образование необходимо получать уже в школе. "В вуз необходимо приходить уже подготовленным студентом", - отметил Ершов.
Он добавил, что право - это сложная материя. И юридическое образование заканчивается только в конце профессиональной деятельности. Например, Ершов, рассказал, что профессиональная переподготовка вновь назначенных судей проводится через три месяца работы. И каждые три года проходит повышение квалификации судей. "Так и должно быть до конца карьеры. Юридическое образование должно быть непрерывным", - сказал он.
Декан факультета права национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Евгений Салыгин напомнил, что в ряде случаев вузы являются заложниками ситуации под влиянием, например, государства. "Все тот же переход на двухуровневую систему образования. К нам в бакалавры приходят вовсе не подготовленные школьники. И что мы имеем? Сокращенный специалитет, как и было ранее", - отметил Салыгин.
Также он добавил, что необходимо вырабатывать мотивацию у студентов. Он предложил устанавливать высокие входные барьеры при поступлении в юридические вузы.
Модератор встречи Сидорович считает, что необходимо также повышение квалификации преподавательского состава. "Развитие преподавательского состава очень важно. Например, можно развивать летние школы. Более того, учебных пособий на русском языке недостаточно", - отметила она. Сидорович уверена, что об этом тоже следует думать и переводить как можно больше книг с разных языков.
Иностранные компании более требовательны к студентам в РФ
Заместитель главного редактора журналов "Legal Insight" и "Legal Success" Марина Лушечкина также как и Блажеев, считает, что в развитии юридического образования должны принимать работодатели.
Выступивший на "круглом столе" управляющий директор компании Norton Caine Дмитрий Прокофьев отметил, что существует три типа преподавателей. "Я считаю, что существуют преподаватели старой школы, новой волны и совмещающие практики, которые преподают для своего удовольствия, а зарабатывают в другом месте", - сказал он.
На что Блажеев ответил, что последний тип как раз и преподает практику в вузах, которую как правило не может дать обычный профессор вуза.
По мнению HR менеджера компании Hogan Lovells Анны Уманской, иностранный юридические компании выставляют наиболее высокие требования к российским студентам. "Фирмы хотят, чтобы на четвертом-пятом курсе уже были сформированы специалисты", - сказала она.
Уманская отметила, что по мнению их компании, студенты должны совмещать работу с учебой. "Но учеба, конечно, стоит на первом месте. Однако работа - это тоже учеба, получение практики и навыков, обмен знаниями", - добавила она.
Конгресс собрал более 250 российских и зарубежных участников - представителей российских судов, юридических компаний, бизнес-структур, государственных и общественных организаций.