О возможности изменения действующей Конституции России спорят не только либералы и оппозиция. После недавней встречи президента РФ Дмитрия Медведева с лидерами так называемой несистемной оппозиции глава государства поручил подготовить законопроект о созыве Конституционного Собрания (КС), пояснив, что пора активно менять некоторые части отечественной политической системы.
Гость авторской программы Виталия Ушканова "Право знать", руководитель аппарата Счетной палаты (СП) РФ и один из авторов действующего Основного закона страны Сергей Шахрай для начала предлагает разобраться – что все-таки не так в действующей Конституции и почему ее непременно надо менять? "У нас последние 12 лет – уникальный период в истории. Раньше как было? Каждый приходящий к власти лидер менял Конституцию. Единственное исключение – Путин, который под себя Основной закон не переписывал. Я даже подумал, что и 20 лет Конституции мы справим, и больше", - сказал Шахрай.
Поэтому когда Дмитрием Медведевым был поднят вопрос о созыве КС, глава аппарата СП РФ был немало удивлен. "КС – учредительный орган. Там не могут обсуждаться вопросы изменения полномочий правительства или законодательных органов, не может решаться, образно говоря, ободрать или не ободрать. КС переписывает Конституцию целиком. На какой-то период государство остается без Основного закона, и всегда хочется спросить – ради чего", - сомневается гость программы.
Шахрай напомнил, что всего 21 год назад страна переписывала Союзный договор. "Это была попытка переделить власть, собственность, полномочия. А на фоне финансового кризиса это привело к распаду страны. Мы сейчас также не вышли еще из финансового кризиса. И если будем опять переписывать Основной закон, может повториться та печальная история", - констатировал юрист.
"Мало полномочий у парламента или правительства? Так давайте добавим! Причем здесь Конституция? В ней ведь записано, что подобные вопросы регулируются специальными федеральными конституционными законами. Модель всей Конституции при этом, очевидно, остается неизменной", - сказал Сергей Шахрай.