МОСКВА, 26 июл - РАПСИ. Работодатель не вправе увольнять сотрудника за индивидуальность его костюма, в том числе за ношение хиджаба, однако сотрудник, который дорожит своим рабочим местом, обязан соблюдать дресс-код, указанный во внутреннем трудовом распорядке, сообщила РИА Новости заведующая отделом профессиональных квалификаций Института труда и социального страхования Минздравсоцразвития России Марина Кочеткова, комментируя ситуацию вокруг увольнения сотрудницы автосалона в Казани, которая отказалась снимать хиджаб на работе.
Слово "хиджаб" дословно переводится с арабского языка как "покрывало". Под хиджабом в исламе понимается свод правил поведения женщины в обществе, в числе которых порядок ношения женской одежды, закрывающей все тело, кроме кистей рук и овала лица. В некоторых мусульманских странах традиционно принято носить дополнительные элементы хиджаба, закрывающие лицо. Этими национальными элементами одежды являются иранская паранджа, арабский никаб и афганская бурка, но их ношение необязательно.
Молчаливая уступка
На минувшей неделе председатель союза мусульманок Татарстана Наиля Зиганшина сообщила РИА Новости, что ее однофамилицу Резеду Зиганшину уволили с работы из автосалона "Делфо-парк" в Казани, являющегося официальным дилером компании General motors, после того, как женщина стала носить мусульманский платок в офисе.
"Девушку вынудили уволиться после того, как она отказалась снять на работе платок, закрывающий волосы и шею", - сказала собеседница агентства.
По ее словам, в течение двух лет девушка ходила на работу в обычной светской одежде. Решив соблюдать на работе каноны ислама, она начала дополнительно надевать платок, что не понравилось руководству.
Вопрос о целесообразности и безопасности ношения религиозной одежды неоднократно поднимался в различных странах Европы. Во Франции в 2004-м году запретили чрезмерно выделяющуюся религиозную атрибутику в школах. Вне закона поставили тогда хиджабы, еврейские кипы, сикхские тюрбаны и большие христианские кресты. Аналогичный закон был одобрен нижней палатой Бельгии, однако внеочередные выборы 13 июня помешали закону пройти верхнюю палату. Подобные законы готовятся в Италии и Швейцарии. Мэрии испанских городов Эл Вендрелл (Каталония) и Лейда запретили 11 июня специальным декретом ношение в общественных местах мусульманских платков, полностью закрывающих лицо.
Нижняя палата парламента Франции начала 6 июля дебаты по законопроекту, который заставит мусульманок снимать никабы и бурки, как только они выходят на улицу. Если закон пройдет, то с мусульманок будут брать штрафы до 150 евро, а если их будут принуждать к накибам и буркам мужья, то они могут заплатить и 15 тысяч евро, а также рискуют оказаться в тюрьме на год.
Зиганшина отметила, что в Союз мусульманок периодически поступают обращения от женщин, которые оказались в аналогичной ситуации. "С начала 2010 года к нам поступило уже десять подобных обращений", - заметила она.
Председатель союза подчеркнула, что, как правило, мусульманские женщины в Казани, чьи работодатели не приемлют во внешнем виде хиджаб, предпочитают не конфликтовать с начальством, а беспрекословно пишут заявления об уходе из организации по собственному желанию.
"Мы расстались с работодателем полюбовно: я написала заявление, а он выплатил мне все причитающиеся деньги", - сказала РИА Новости уволенная Резеда Зиганшина. Тем не менее, бывшая сотрудница автосалона обвиняет некоторых казанских работодателей в религиозной дискриминации и считает, что они лишают мусульманских женщин возможности самоутвердиться в жизни, если они соблюдают традиции своих предков.
Не дорожит своим местом
Трудовой кодекс РФ непосредственно не предусматривает возможность увольнения работника за индивидуальность костюма, пояснили РИА Новости в НИИ труда и социального страхования. По словам Кочетковой, как в обществе в целом, так и в каждой конкретной организации существуют зачастую неписанные, определяемые нормами организационной культуры правила поведения работников, которые предусматривают, в том числе, и требования к внешнему виду сотрудников организации. Более того, правилами внутреннего трудового распорядка, документом, который обычно является одним из приложений к коллективному договору, могут быть жестко определены требования к костюму, внешнему виду работника, его поведению, заметила она.
"В таком случае нарушение работником норм, предусмотренных коллективным договором, дает основание для начала трудового спора, инициатором которого в таком случае выступает работодатель. Если работница не захотела прислушаться к замечаниям руководителя по поводу своего внешнего вида, возможно, она не дорожит своим рабочим местом и не очень заинтересована в продолжение трудовых отношений с данным работодателем", - сказала Кочеткова.
По ее словам, работник должен учитывать, что работодатель является более сильной в экономическом отношении стороной социально-трудовых отношений. Однако в подобной ситуации работодатель не вправе наложить дисциплинарное взыскание, поскольку оно накладывается только в случае ненадлежащего выполнения работником трудовых функций. Но у работодателя может быть своя мотивация для того, чтобы уволить сотрудника, не соблюдающего дресс-код.
"Возможно, внешний вид, подчеркивающий национальную принадлежность, отрицательно влияет на имидж организации в глазах клиентов. Работодатель вполне может именно таким образом трактовать ситуацию", - добавила Кочеткова.
В любом случае, отметила Кочеткова, нежелание работницы прислушиваться к замечаниям руководства, по мнению большей части российских работодателей, в определенной мере свидетельствует о низком уровне ее лояльности компании, и работодатель будет искать возможности ее увольнения. "И, скорее всего, найдет", - добавила она.
Хорошая сотрудница
В свою очередь генеральный директор компании "Делфо-парк" Тахир Васитов заметил в беседе с корреспондентом РИА Новости, что в автосалоне существует официальный дресс-код, одинаковый для всех сотрудников.
"У меня договор с General Motors в двух томах: один на английском, другой на русском. Там все прописано. Сотрудники должны носить строгую одежду", - сказал Васитов. Гендиректор отметил, что Зиганшину, как и всех остальных сотрудников, предупредили перед трудоустройством в компанию о существующем дресс-коде.
При этом он отметил, что задачи увольнять Зиганшину не стояло. "Она у меня очень хорошая сотрудница. Мы на обучение очень много затрачивали. И она у нас была подающая надежды специалист", - сказал он.
Васитов подчеркнул, что история с сотрудницей-мусульманкой началась несколько недель назад. "Она попросила выделить ей помещение, чтобы молиться, и ее муж заставляет молиться. Мы архивную комнату для нее выделили. Нам-то какая разница, раз человек верует", - сказал руководитель.
"А потом она пришла и заявила, что будет ходить в платке. Я ей дал время - два дня - сходить домой, отдохнуть. Видимо, жарко, может, напекло в голову", - отметил он. Однако на сотрудницу просьбы начальника действия не возымели, и пришлось попросить ее написать заявление об уходе. "Я мог потерять дилерство. Такая одежда отпугивает человека", - заметил Васитов.
Мода на хиджаб
В Союзе мусульманок Татарстана считают недопустимым, чтобы активные женщины, исповедующие ислам, оставались без работы "по прихоти" работодателя. Одно из решений ситуации глава союза уже видит и намерена реализовать его в ближайшем будущем: союз обратится к дизайнерам с просьбой разработать коллекцию одежды офисно-делового стиля для мусульманок.
"Мы намерены сделать заявку дизайнерам, которые бы разработали коллекции одежды для мусульман. Чтобы было модно и красиво", - добавила Зиганшина.