МОСКВА, 10 ноя — РАПСИ. Министерство образования и науки (Минобрнауки РФ) разработало законопроект, согласно которому предлагается создать федеральный реестр недобросовестных опекунов (попечителей), а также единый федеральный банк данных о детях-сиротах. Текст документа опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для публичного обсуждения.
Внести изменения предлагается в закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и Семейный кодекс РФ.
Как отмечает в пояснительной записке министерство, в 2016 году около 34 тысяч родителей были лишены родительских прав, свыше 8 тысяч родителей были ограничены в родительских правах, принято 852 решения об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей. При этом, в рамках анализа практики правоприменения выявлены случаи передачи детей под опеку (попечительство) или на усыновление перечисленным лицам. Причиной наличия таких случаев, как указывает ведомства, является отсутствие порядка взаимного обмена сведениями о таких лицах между компетентными органами.
В связи с этим, законопроектом предлагается устанавливается перечень персональных данных недобросовестных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, основания прекращения их учета, а также сроки внесения информации об указанных гражданах в банк данных. Кроме того, для идентификации их персональных данных в случае изменения ими фамилии, имени либо отчества, законопроектом предусмотрена возможность запроса органом опеки и попечительства сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ.
Также предлагается внести изменения в Семейный кодекс РФ в части возложения обязанности на суд по направлению в орган опеки и попечительства выписки из решения суда о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в родительских правах, отмене усыновления. «Предлагаемые законопроектом изменения обеспечат исключение передачи детей на воспитание в семьи недобросовестных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, что отвечает интересам детей», - отмечается в сообщении.
Помимо этого, Минобрнауки в пояснительной записке к проекту закона отмечает, что в настоящее время отсутствует базовый информационный ресурс, позволяющий осуществлять единый учет сведений об оказании детям-сиротам и лицам из их числа мер социальной поддержки. Так, в отдельных субъектах РФ существуют узконаправленные автоматизированные системы, содержащие, например, только сведения, касающиеся реализации жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа, сведения об оказании адресной социальной помощи. При этом из-за отсутствия межрегионального взаимодействия эффективность функционирования таких систем возможно рассматривать исключительно в рамках конкретного субъекта РФ.
Законопроектом предлагается внести изменения в закон, установив единый учет сведений об оказании детям-сиротам и лицам из их числа социальной поддержки, в том числе сведений об обеспечении их жилыми помещениями, в рамках автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), оператором которой является Минобрнауки России.
Расширяются цели формирования и использования банка данных, установленные статьей 3 закона. Также предусматривается внесение изменений в статью 6 закона в части дополнения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (анкеты ребенка), сведениями об имуществе, образовании, трудоустройстве, а также о предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа мер социальной поддержки.
«Включение в анкету ребенка указанных сведений позволит осуществлять сбор, обработку, накопление, хранение и поиск информации, необходимой в процессе предоставления детям-сиротам и лицам из их числа мер социальной поддержки, в том числе в случае смены места жительства детей-сирот и лиц из их числа», - отмечается в документе.