МОСКВА, 20 мар — РАПСИ. Группа депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла на рассмотрение Государственной Думы законопроект «О цифровых финансовых активах». Текст документа опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.
Согласно сообщению комитета, в законопроекте даются определения получивших распространение на рынке в последнее время цифровых активов, таких как криптовалюта и токен, законодательно закрепляется вид договора, заключаемый в электронной форме - смарт-контракт. Криптовалюта и токен определяются как имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Ключевое различие между криптовалютой и токеном, как отмечает глава комитета Аксаков, заключается в том, что токен выпускается одним эмитентом, а криптовалюта несколькими. При этом, законопроектом прямо устанавливается, что данные активы не являются законным средством платежа на территории России.
Также в документе дается определения таким понятиям, как цифровая запись, цифровая транзакция, майнинг, распределенный реестр цифровых транзакций, цифровой кошелек. Майнинг определяется как деятельность по созданию криптовалюты и (или) валидации ее создания с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты и признается предпринимательской деятельностью.
Законопроект предусматривает, что все сделки с цифровыми активами должны осуществляться через операторов обмена цифровых активов, которыми могут быть только юридические лица, являющиеся либо профучастниками, либо биржами. Предусмотрен обмен токенов на рубли, иностранную валюту, при этом возможность и правила обращения криптовалют, в том числе для приобретении токенов должны определяться Центральным банков по согласованию с правительством страны.
В проекте также определены особенности эмиссии токенов. Процедура выпуска токенов предполагает публикацию эмитентом инвестиционного меморандума, оферты, содержащей условия приобретения токенов, а также заключение договоров, в том числе в форме смарт-контрактов, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями. Законопроект определяет перечень сведений, которые должна содержать публичная оферта о выпуске токенов. Это сведения об эмитенте, бенефициарах, о депозитарии (если учет прав владельцев токенов ведется эмитентом самостоятельно). Также должны быть указаны цена токена или порядок ее определения, порядок оплаты, максимальная сумма, на которую могут быть приобретены токены для неквалифицированных инвесторов. Предусмотрены и полномочия ЦБ по установлению ограничения суммы инвестиций в токены для неквалифицированных инвесторов.
В сообщении отмечается, что подготовка законопроекта велась при самом активном и непосредственном участии правительства и ЦБ, а также депутатов Госдумы. При этом, как указал Аксаков, предложенный документ требует доработки, в том числе с учетом мнения экспертного сообщества и комитет готов к соответствующей конструктивной работе и организует все необходимые дискуссии по их обсуждению. При этом, комитет будет стремиться рассмотреть документ в первом чтении в апреле, для того, чтобы второе и третье чтения провести в мае-июне. Это позволит выполнить поручение президента, в соответствии с которыми он должен быть принят до 1 июля текущего года.