МОСКВА, 12 апр — РАПСИ. Государственная Дума РФ одобрила в третьем (окончательном) чтении президентский законопроект об усилении уголовной ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Глава 22 Уголовного кодекса (УК РФ) дополняется новыми статьями 200.4 (злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) и 200.5 (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок).
Помимо этого, в статью 304 (провокация взятки либо коммерческого подкупа) УК РФ вносятся изменения, а именно: устанавливается ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В сложившейся судебно-следственной практике, как отмечается в пояснительной записке, преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям кодекса о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки. Однако не все деяния, совершаемые в указанной сфере, подпадают под нормы уголовного закона. В связи с этим и были разработаны соответствующие поправки в УК РФ.
Так, в соответствии со статьей 204.4 УК РФ предусматривается установление ответственности за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.
За такое преступление, в частности, предлагается установить штраф в размере до 200 тысяч рублей или привлекать лицо к принудительным работам на срок до трех лет. Также лицо может быть ограничено в свободе на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на этот же срок. В качестве квалифицирующих признаков этого преступления предлагается установить совершение его группой лиц по предварительному сговору, а также причинение крупного и особо крупного ущерба. Максимальное наказание по данной норме будет грозить в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Новой статьей 200.5 кодекса предусматривается установление ответственности за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения. Максимальное наказание по данной статье устанавливается в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет.
При этом в статье предусматривается примечание, в котором определяются основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение указанным лицам.Так, лицо может быть освобождено от ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении.
В статью 304 УК РФ предлагается внести изменение, предусматривающее установление ответственности за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. По этой норме будет грозить максимальное наказанием в виде лишения свободы на срок до пяти лет.