МОСКВА, 8 июн — РАПСИ. Документ, регулирующий правила для пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ), практически готов, сообщил заместитель руководителя департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта России Владимир Луговенко.

«Сейчас мы вышли на ту редакцию, которая должна стать финальной, вычитываем документ перед направлением в МВД России. Мы с коллегами предварительно все проработали и видим, что в этой реакции документ может пойти», - сказал Луговенко в ходе круглого стола.

Говоря о нововведениях представитель Минтранса сообщил, что в итоговом варианте было предложено ограничить массу СИМ до 35 кг при использовании его на пешеходной инфраструктуре. Скорость предлагается установить до 20 км/ч. 

«Необходимо правильно занормировать скорость и массу. Ограничив массу и ограничив скорость, мы зарегулируем процесс нанесения ущерба организму человека», - сказал  Луговенко, при этом отметив, что в основном использование СИМ предполагается на велосипедной инфраструктуре.

«За основу мы взяли велосипедный транспорт, где есть четкая разблюдовка по возрастам: от 0 до 7 лет, 7-14 лет и лица старше 14 лет. Для лиц старше 14 лет основная инфраструктура - это велоинфраструктура», - сказал он.

«Использование микротранспорта допускается при определённых условиях на пешеходной инфраструктуре, но безусловно приоритет движения остаётся у пешеходов», - добавил Луговенко. 

По его словам, проектом поправок также предусматриваются и новые дорожные знаки. При этом представитель Минтранса подчеркнул, что СИМ не является транспортным средством.

«Если мы сейчас назовём это транспортным средством, то автоматически развитие этих средств умножается на ноль, тогда развития микромобильности не будет», - считает   Луговенко.

Как подчеркнул замглавы департамента, в первую очередь важно правильно определить общественные отношения между пользователями СИМ и другими участниками дорожного движения.

«Важно понять нишу средств индивидуальной мобильности. И мы сейчас, когда готовим поправки, рассматриваем СИМ как транспортную составляющую, а не рекреационную», - сказал Луговенко. 

Эксперт также отметил, что использование средств индивидуальной мобильности в целом даже безопаснее. «Человек передвигается на ту инфраструктуру, на которой ему более комфортно и безопасно. Да есть горячие головы, которые рискуют своей жизнью, но таких единицы, в основном у нас общество выдержанное», - уверен Луговенко.

В свою очередь лидер движения «Синие Ведерки», руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов отметил, что разработка правил для пользователей СИМ актуальна для большинства стран.

«То, с чем мы столкнулись - это не какая-то уникальная ситуация. Города Китая проходили массовую «самокатизацию» года три назад, там были те же самые конфликты, те же самые истории с наездами водителей электросамокатов на пешеходов, они также попадали под автомобили. Точно такая же история разворачивается в городах Европы и в США», - сказал он, отметив при этом, что в России использование СИМ ещё не стало массовым. Тем не менее, по словам эксперта, многие автомобилисты уже переходят на гибридную модель, доезжая до места бесплатной парковки на машине, а затем используют самокат. 

«Эта практика набирает обороты и помогает экономить на парковке», - сказал Шкуматов. 

Со своей стороны эксперт по безопасности в городе, координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Олег Леонов также считает, что самокаты в городе могут стать отличным транспортом будущего, но важно, чтобы это было и безопасно.

«Конечно, самое простое все запретить, но давайте попробуем найти решение, найти варианты, чтобы использование самокатов стало удобным для всех: и для автомобилистов, и для пешеходов, и для пользователей», - сказал эксперт.

Его поддержал руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России» Александр Осипов. Он рассказал, что запреты и серьёзные ограничения, которые пытались вводить в других странах в итоге отменялись.

«Не только мы остро нуждаемся в новых правилах и поправках к существующим правилам, но остальные страны уже давным давно столкнулись с этой необходимостью. Даже страны, где правила дорожного движения, казалось бы отточены сотнями лет, и ничто не могло их пошатнуть... Я говорю про ситуацию в Великобритании, там правительство сначала жестко запретило все, что связано со средствами индивидуальной мобильности, но теперь постепенно вводят новые правила, которые с каждым разом все больше облегчают передвижение на электросамокатах», - рассказал эксперт, добавив, что та же самая модель поведения была и в Германии, и в Сингапуре.

«Опыт Сингапура приводится как пример серьёзных ограничений, которые были приняты в 2017 году. Самым заметным ограничением в Сингапуре было введение максимально возможного веса устройства - 20 кг. Но уже через некоторое время случилось непоправимое. Производители в погоне за рынком стали использовать более дешевые и легкие материалы, что сказалось на качестве устройств и на здоровье самих пользователей. 

Случаи поломок и возгорания стали обыденностью», - сообщил Осипов, при этом подчеркнув, что в итоге были инициированы повторные разбирательства в этом вопросе.

«Нам в каком-то смысле повезло, что мы не приняли в спешке ограничительные меры, и сейчас имеем возможность учиться на чужих ошибках», - считает он.

Осипов также подчеркнул, что люди, которые используют СИМ являются участниками дорожного движения и  нуждаются в соответствующем правовом регулировании.

«Все сходятся во мнении, что существующая правовая база не может в достаточной мере решить некоторые новые проблемы, связанные со средствами индивидуальной мобильности, и эта ситуация  повсеместна», - сказал он.

Как считает эксперт, в первую очередь необходимо определить юридический  статус средств индивидуальной мобильности в ПДД и других нормативно-правовых актах.

«Сейчас это уже назревшая необходимость и работа в этом направлении ведётся уже давно профильными министерствами. И что не менее важно, поправки были одобрены многими специалистами и экспертами. Там учтён и международный опыт, и реалии нашей страны », - отметил он.

При этом Осипов считает, что российские предложения менее либеральны, чем те поправки, которые были приняты в странах, где число пользователей СИМ ещё больше. 

«В последнее время звучат новые предложения по регулированию использования средств индивидуальной мобильности, но к сожалению, большинство из них не учитывают ситуацию в полной мере. 

Некоторые пункты новых документов, конечно, имеют интересные предложения, хотя в целом ведут к каким-то серьёзным ограничениям, которые, если и помогут справиться с некоторыми проблемами, то далеко не факт, что не создадут ещё более серьёзных проблем», - сказал он.