МОСКВА, 30 сен — РАПСИ. Установление переходного периода для новых российских территорий — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей — неизбежно и закономерно, пояснил РАПСИ доктор юридических наук, главный научный сотрудник Центра исследования проблем территориального управления и самоуправления при Московском государственном областном университете Александр Чертков.

«Новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Опыт интеграции Крыма и Севастополя показывает, что переходные периоды в различных сферах общественных отношений могут быть неодинаковы, что вполне закономерно. Они длятся от нескольких месяцев до нескольких лет», — указал Чертков.

Он напомнил, что бюджетное законодательство РФ начало применяться на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. В то время как особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности сохраняются на этих территориях до 1 января 2025 года, то есть переходный период еще не завершился.

По его мнению, при вхождении в состав Российской Федерации ДНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей будут применяться аналогичные подходы.

Процедура принятия

В пятницу президент России Владимир Путин подписал указы о признании Херсонской и Запорожской областей независимыми территориями, документы носят технический характер, поскольку подписание договоров о вступлении в состав России новых территорий возможно только после признания их суверенитета. 

Церемония подписания договоров о вступлении в состав России новых территорий состоится в Кремле 30 сентября в 15:00.

После подписания международного договора о принятии в состав РФ по взаимному согласию независимых территорий президент РФ обращается в Конституционный суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции данного международного договора (Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ в редакции от 31.10.2005), напоминает эксперт. 

Когда Конституционный суд признает международный договор о принятии в РФ новых территорий соответствующим Конституции РФ, он будет внесен в Государственную Думу на ратификацию, рассказал Чертков. 

Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект Федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который должен содержать положения, определяющие наименование, статус, границы и иные основные положения о вхождении нового субъекта, сообщил доктор юридических наук.

Он уточнил, что при принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта независимых территорий им предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором.

«Именно вступление в силу Федерального закона о ратификации международного договора и Федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта порождает вхождение новых территорий в состав Российской Федерации. При этом Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства (его части) международного договора», — указал эксперт. 

Завершение всей процедуры принятия нового субъекта влечет необходимость внесения изменения в часть 1 статьи 65, определяющую состав Российской Федерации — такое изменение вносится на основании Федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста российской Конституции, пояснил Чертков.