МОСКВА, 10 июл — РАПСИ. Закон, вводящий антимонопольные ограничения для маркетплейсов и агрегаторов, призван минимизировать негативные эффекты и развивать конкурентную среду, считает декан факультета права НИУ «Высшая школа экономики» Вадим Виноградов.
«Документ приобретает особую актуальность в условиях цифровой экономики. Он формировался на основе доказанных кейсов с антиконкурентными действиями ИТ-гигантов, таких как Apple, Google, владельцев магазинов приложений. Его принятие направлено на то, чтобы минимизировать негативные эффекты и развивать конкурентную среду на российском рынке», - прокомментировал Виноградов РАПСИ.
Как отметил эксперт, ФАС уже не раз сталкивался с антиконкурентным поведением со стороны ИТ-гигантов. «К примеру, американский гигант Apple навязывала разработчикам необходимость использования в приложениях собственной платежной системы. Пятый антимонопольный пакет призван пресекать всякого рода злоупотребления среди ИТ-гигантов и способствовать развитию здоровой конкуренции на российском рынке технологий. Принятие пятого пакета должно оказать превентивное воздействие на агрегаторы и маркетплейсы. Теперь они прямо указаны в законе о защите конкуренции и в случае злоупотреблений с их стороны, ФАС России сможет оперативно принять меры», - пояснил Виноградов.
Он считает, что принятие закона защитит права как обычных потребителей, так и представителей малого бизнеса, которые ведут свой бизнес на этих площадках. «Принятие законопроекта обеспечит эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных «цифровых» рынков и обеспечит защиту потребителей от злоупотребления рыночной властью «цифровыми платформами», - уверен Виноградов.
Эксперт также обращает внимание на то, что работа над антимонопольным законодательством является общемировым трендом. Целый ряд стран уже принял рекомендации и изменения законодательства, связанные с особенностями функционирования цифровых рынков. Например, Китай, который уже несколько лет активно противодействует цифровым монополиям, добавил он.
Ранее Госдума приняла закон а президент его подписал, чтобы не позволить владельцам маркетплейсов злоупотреблять их доминирующим положением. Нововведения позволят выявлять антирыночные действия и картельные соглашения крупных маркетплейсов и агрегаторов.