МОСКВА, 14 ноя — РАПСИ. Минюст России разработал и разместил для общественного обсуждения проект приказа, устанавливающий право осужденных к лишению свободы, оставленных в СИЗО либо переведенных туда из исправительных учреждений для участия в следствии и суде, на длительные свидания, сообщает в четверг пресс-служба ведомства.
В декабре 2020 Конституционный суд РФ признал несоответствующими Конституции РФ статью 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (привлечение осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве) и статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (свидания с защитником, родственниками и иными лицами) в той мере, в какой они допускают произвольное, без установленных законом оснований ограничение осужденных к лишению свободы в праве на длительные свидания, причиной которого служат оставление в следственном изоляторе или перевод туда, отчасти продиктованные потребностями рациональной организации производства по уголовному делу, деятельности органов предварительного расследования и суда.
Необходимые изменения в уголовно-исполнительное законодательство были внесены Федеральным законом №153-ФЗ от 22 июня 2024 года. Поправки закрепили право осужденных к лишению свободы, оставленных в следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы либо переведенных в СИЗО из исправительных учреждений для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве в качестве подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля, на свидания с родственниками и иными лицами, а также замену свидания телефонным разговором.
Проект приказа Минюста подготовлен в целях реализации указанных положений. Предполагается, что он вступит в силу с 20 декабря 2024 года аналогично соответствующим положениям Федерального закона №153-ФЗ.
"Такие изменения будут способствовать дальнейшей гуманизации условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, а также надлежащему обеспечению их прав и законных интересов", — отмечает Минюст.