МОСКВА, 24 апр — РАПСИ. Правительство РФ в четверг внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, которым предлагается признать цифровую валюту имуществом для целей Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В пояснительной записке говорится, что сейчас цифровая валюта признана имуществом для целей Федеральных законов "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О несостоятельности (банкротстве)", "О противодействии коррупции". При этом УК РФ и УПК РФ не содержат данного понятия, что осложняет расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с использованием цифровой валюты, в обеспечении имущественных требований по ним.

Законопроект дополняет УК и УПК РФ положениями, регламентирующими действия следователя (дознавателя) в тех случаях, когда в ходе предварительного расследования выявляется цифровая валюта, подлежащая изъятию и признанию вещественным доказательством.

В зависимости от ситуации и вида цифровой валюты предлагается возможность изъятия материального носителя, содержащего цифровую валюту или коды доступа к ней, а также перевод цифровой валюты на адрес-идентификатор, позволяющий обеспечить ее сохранность. Такие действия могут быть осуществлены в целях последующего наложения ареста на цифровую валюту.

В документе отмечается, что используемый подход к регулированию цифровой валюты в уголовно-правовой сфере в настоящее время является актуальным для зарубежных правопорядков. Например, порядок наложения ареста на цифровую валюту был закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь, где она также была признана имуществом.

Позиция Верховного суда РФ

Верховный суд РФ в официальном отзыве на законопроект назвал его актуальным и заслуживающим внимания. Вместе с тем высшая судебная инстанция полагает, что принятие законопроекта, как предусматривающего принудительное лишение собственника имущества и обращение его в собственность государства, потребует законодательного закрепления для целей главы 15.1 Уголовного кодекса РФ (конфискация имущества) определения цифровой валюты, в частности, с указанием на то, распространяется ли это понятие на соответствующие электронные данные, содержащиеся в информационных системах иностранных государств.

Реализация предложения о введении конфискации цифровой валюты, по мнению Верховного суда РФ, также должна сопровождаться правовым закреплением порядка ее денежной оценки. Поскольку положения статьи 104.2 УК РФ (конфискация денежных средств или иного имущества взамен предмета, подлежащего конфискации) предусматривают, что если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в статье 104.1 УК РФ (конфискация имущества), на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.

Кроме того, Верховный суд РФ указывает на необходимость доработки законопроекта в части порядка предоставления информации о цифровой валюте по запросу суда, а также следователя или дознавателя на основании судебного решения. Справки по счетам и вкладам физических лиц, напоминает Верховный суд РФ, могут быть выданы кредитной организацией без судебного решения по согласованным с руководителем следственного органа запросам следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве. Аналогичный подход возможен и применительно к истребованию информации о цифровой валюте, если таковая не относится к охраняемой законом тайне.