Блок новых концептуальных поправок к Гражданскому кодексу (ГК) РФ будет опубликован для обсуждения в конце июня текущего года. Советник президента РФ по правовым вопросам Вениамин Яковлев рассказал РАПСИ, с какой целью в ближайшем будущем изменятся правила игры, прописанные в гражданском законодательстве страны, и пояснил, на какие именно денежные компенсации смогут вскоре рассчитывать граждане, пострадавшие от судейской волокиты.

 

Поводы для спешки

 

- В декабре прошлого года стало известно, что к апрелю рабочая группа под вашим руководством обнародует довольно обширный перечень поправок к ГК РФ. Сейчас середина апреля. Как обстоят дела?

- Действительно, тогда речь шла о подготовке проекта закона о внесении изменений и дополнений в гражданское законодательство страны. В первую очередь имеется в виду, разумеется, ГК РФ. Работа в полном разгаре. Еще в прошлом году были созданы сразу несколько рабочих групп, которые готовят поправки в отдельные разделы кодекса. Сейчас коллектив специалистов сводит воедино все наработки в единый проект. Одновременно продолжаются интенсивные обсуждения и жаркие дискуссии, потому что изменения и дополнения ГК - архинепростое дело даже для юриста очень высокой квалификации.

У нас есть утвержденный рабочий график, которого мы придерживаемся. Уже обсуждены общие положения ГК. И практически закончена работа над предполагаемыми изменениями в другой большой раздел – о юридических лицах и хозяйственных обществах. В ближайшее время мы собираемся обсудить части кодекса о вещном и обязательственном правах.

Как только эта работа будет закончена, будет опубликован первоначальный вариант всего законопроекта. Думаю, это произойдет не позднее конца июня этого года.

- Что дальше?

- По сложившейся традиции, подобные документы мы публикуем в профессиональных юридических журналах. Те, кто их по каким-то причинам не получает, смогут ознакомиться с нашими наработками на сайте Исследовательского центра частного права (ИЦЧП - РАПСИ). Таким образом, текст будет общедоступен, и любой специалист сможет после ознакомления с ним направить собственные замечания и предложения в адрес ИЦЧП. Все они будут изучены и проработаны рабочими группами. Будем ли мы проводить организованные публичные обсуждения, пока не решено. У нас немного времени на дискуссии и прения из-за жестких сроков, установленных регламентом работы.

- Можно ли ожидать, что поправки в ГК будут внесены в Госдуму еще до конца нынешнего года?

- Такой задачи мы перед собой не ставим, да и ставить не можем. Это вправе сделать только президент. В любом случае, сначала свои наработки мы должны представить главе государства. Скорее всего, рассмотрение законопроекта пройдет при участии Совета по кодификации при президенте РФ. Не исключаю, что нас попросят что-то доработать. При этом мы будем стремиться, чтобы документ был внесен в нижнюю палату парламента в текущем году.

 

Откуда взялся финансовый кризис

 

- ГК РФ был принят меньше 20 лет назад – в 1994 году. Неужели он уже успел устареть?

- Законодательство любого государства время от времени нуждается в модернизации. С момента принятия действующего ГК в количественном исчислении прошло действительно немного времени. Но вспомните, сколько всего произошло в России. При этом наша задача - еще и обеспечить стабильность гражданского законодательства, не трогать то, что в последние годы себя оправдало.

- Вы сказали, что блок поправок уже в целом определен. Какие изменения ждут ГК РФ с высокой долей вероятности?

- Во-первых, поправки коснутся отношений, которые в первой половине 90-х либо отсутствовали, либо существовали в неразвитом виде. Например, это корпоративные отношения. В кодексе появится значительно больше общих положений корпоративного права. Во-вторых, это вещные права, причем в основном на природные ресурсы, на землю и все, что с ней связано. Ведь вещные права это не только право собственности. Это и законное владение и пользование чужим имуществом, чужой землей, например, государственной. Такие права следует четко зафиксировать. Их в ГК станет больше, чем есть сейчас.

- До сих пор понятия финансового рынка, ценных бумаг – темный лес для многих граждан.

- От себя добавлю, что таким же темным лесом эти вещи были в начале 90-х даже для некоторых составителей ГК. К сегодняшнему дню наработан определенный опыт, видны достоинства и недостатки регулирования, причем не только у нас в России, но и в мировом масштабе. Совершенно очевидно, что причиной глобального финансового кризиса как раз явилось недорегулирование отношений в этой сфере.

И сейчас по всему миру идет своеобразное перетягивание каната. Одни говорят, что существенные изменения сложившегося положения дел не нужны. Другие убеждены, что оборот некоторых видов ценных бумаг следует вообще запретить. Мне лично кажется, что истина лежит посередине. Рынок ценных бумаг должен быть урегулирован более четко и основательно и по субъектам, и по правилам оборота, и по самим ценным бумагам. Надо четко, на законодательном уровне ответить на ряд вопросов. А они очевидны. Что ценные бумаги из себя представляют? Насколько некоторые виды таких бумаг действительно являются ценными? Какие именно ценные бумаги могут быть пущены в оборот, чтобы при этом соблюдались интересы не только профессиональных участников этого рынка, но и тех, кто участвует в нем, но не очень осведомлен? Кстати, соблюдение прав "неразумного" в финансовом плане большинства, в данном случае – основная проблема. Люди, рядовые граждане, должны получать больше информации, их права должны быть лучше защищены. Добросовестное и правдивое информирование – одно из важнейших средств обеспечения прав и интересов, а также прозрачности этого рынка.

- Есть в действующей редакции ГК РФ нормы и положения, которые надо доработать с учетом опыта последних 15 лет?

- К таким необходимым доработкам я отношу три вещи.

Первое. В отечественном гражданском праве необходимо закрепить принцип добросовестности поведения на всех стадиях правоотношений. Начиная, к примеру, с момента заключения договора. Нужна правдивая информация о каждой из сторон, их имуществе, объектах недвижимости, состоятельности и т.д. То же самое касается процедуры исполнения договора. Скажем, кредитор не должен злоупотреблять своим правом кредитора, должник обязан добросовестно исполнять обязанности должника. Наконец, на стадии применения принудительных мер, мер ответственности, защиты следует поставить заслон любым злоупотреблениям.

Второе. Нам надо стабилизировать сделки, договоры. Сплошь и рядом фиксируется слишком много необоснованных попыток разрушить заключенный договор, добиться признания сделки недействительной или договора – не заключенным. Очень часто здесь проявляется чья-то недобросовестность. Подобные уловки должны утратить актуальность.

Наконец, третье. Кое-что следует уточнить по юридическим лицам, хозяйствующим субъектам. К примеру, в части минимального размера уставного капитала. Определенной доработки требует обязательственное право. Следует четче проработать механизм применения такого универсального способа защиты нарушенного права, как возмещение убытков. Сейчас он функционирует недостаточно результативно.

- Означает ли это, что новыми санкциями вскоре пополнятся Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях?

- После внесения поправок в ГК следует в первую очередь поправить гражданское законодательство в целом, поскольку оно не исчерпывается одним только кодексом. Весь блок законов, регулирующих гражданско-правовые отношения, к примеру, о хозяйственных обществах, о банкротстве, и многих других, придется привести в соответствие с обновленным ГК РФ.

Что касается появления новых санкций и уточнения уже существующих, то, конечно, такая работа тоже будет проведена. Поставленные социально-экономические задачи не могут решаться только одной отраслью права. За нарушения права, которые представляют наибольшую опасность, сопряжены с причинением тяжких последствий для, например, потребителя, виновные должны наказываться по нормам административного, уголовного права. Так что действие ГК должно быть подкреплено соответствующими мерами правового воздействия. Иначе кодекс можно будет и в дальнейшем безнаказанно нарушать. Этого мы не должны допустить.

 

Как компенсировать судейскую волокиту

 

- Госдума 16 апреля приняла уже во втором чтении президентский законопроект, который предусматривает выплату компенсаций пострадавшим от судебной волокиты. При этом из текста документа по-прежнему не очень понятно, какие именно компенсации получат те, чье дело рассматривается чересчур долго. Также не ясно, как будет устанавливаться разумный срок рассмотрения дел судами.

- Решению этих проблем на самом деле посвящены два законопроекта, а не один. Одним из них предполагается внести изменения и дополнения в целый ряд законов, включая процессуальные кодексы, прописав в них механизмы получения таких компенсаций.

Однозначного ответа на вопрос, какой срок считать разумным, а какой – неразумным, в обоих законопроектах нет. Да его и быть не может, поскольку все дела очень разные и по сложности, и по характеру. Не будем же мы мерить одной мерой уголовные дела с гражданскими или административными? Непосредственно нарушения сроков рассмотрения имеют неоднородную природу, а последствия таких нарушений, если сравнивать два даже похожих дела, как правило, несопоставимы друг с другом. Следовательно, прописывать в законопроектах какие-то четкие цифры, делать количественные указания, невозможно. 

Критерий определения разумности сроков судебного разбирательства создан практикой Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ - РАПСИ). Скажем, если процесс тянется свыше трех лет, о разумности такого срока говорить крайне затруднительно, что бы за дело не рассматривалось. Не будем забывать, что затягивают процессы порой сами стороны, а у суда нередко нет возможности ускориться, как бы ему этого не хотелось.

- При определении размера денежной компенсации решающую роль также будут играть прецеденты ЕСПЧ?

- Да, и в законопроектах об этом прямо говорится. Как известно, Европейский суд присуждает компенсации за нарушение сроков рассмотрения дела. Там тоже имеется определенная градация - в пределах от 600 до 1200 евро за один год нарушения. Суммы в 3-5 тысяч евро фигурируют в таких случаях крайне редко.

- То есть ожидать, что за судебные проволочки кто-то уже в мае этого года сможет автоматически получить пятизначную сумму в европейской валюте, наивно?

- Тут вообще ничего автоматического быть не может. ЕСПЧ, как известно, астрономических сумм не присуждает. Поэтому как источник наживы рассматривать подобную компенсацию я бы никому не посоветовал.

 

Беседовал Владимир Новиков