Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, которым вводится административная ответственность за неповиновение требованиям сотрудника Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ и воспрепятствование их работе. Документ предоставляет право ФСБ выносить официальные предостережения гражданам за действия, которые могут стать причиной экстремизма.

Кроме того, новыми нормами будут дополнены действующие статьи Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, в которых перечислены "должностные лица, уполномоченные составлять протоколы", а также установлены административные наказания за "неповиновение законному распоряжению или требованию" сотрудников силовых ведомств.

Соответствующие изменения, разработанные в ФСБ, предлагается внести в закон "О федеральной службе безопасности" и в статьи 19.3, 23.1 и 28.3 КоАП.

Причины поправок

Право ФСБ вносить официальные предупреждения госорганам, администрациям предприятий, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, а также общественным объединениям было определено еще 13 марта 2004 года в приказе ФСБ РФ № 162 "О внесении представлений органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками".

"Правовой основой для внесения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, является пункт "л" статьи 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О ФСБ", а для внесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, - статья 29.13  КоАП", - говорится в приказе.

Однако "данное право не дает возможности применять профилактические меры в отношении физических лиц", подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту, который предлагает зафиксировать такую возможность в статьях закона "О федеральной службе безопасности".

Так что, по всей видимости, причина написания данного документа заключается в законе "О противодействии экстремистской деятельности", формулировки которого пока несколько ограничивают функциональность работы сотрудников ФСБ. Статья 2 антиэкстремистского закона отдает приоритеты в этой борьбе "мерам, направленным на предупреждение экстремистской деятельности". А статья 3 называет основными направлением борьбы "принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности". Таким образом, можно предположить, что эффективность профилактики существенно усилится, если сотрудники ФСБ смогут выносить официальные предупреждения.

Цель поправок

Однако оправданность внесения данных поправок в КоАП вызывает ряд вопросов. Согласно статье 19.3 КоАП, неповиновение требованию или воспрепятствование исполнению служебных обязанностей военнослужащих, сотрудников милиции, ФСКН, ФМС и ФСИН наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей или арестом до 15 суток. Поскольку сотрудники ФСБ по закону считаются военнослужащими, они также могут выписывать штрафы или отправлять под арест.

Кроме того, статья 17.7 КоАП предусматривает наказание за противодействие законным требованиям прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, "осуществляющего производство по делу об административном правонарушении": штраф до 1500 рублей с частного лица и до 3000 рублей с должностного.

На официальном сайте правительства РФ о цели этого законопроекта сообщается следующее: "Законопроект направлен на законодательное закрепление института мер социальной профилактики применяемых органами ФСБ". Вопрос дублирования законодательных актов не поднимается.

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что истинной целью этих поправок может являться придание легитимности неформальным методам работы. Сегодня приглашение на беседу с оперативным сотрудником ФСБ, вне рамок уголовного дела, можно проигнорировать без правовых последствий. Принятие законопроекта превратит такой отказ в "неповиновение".