Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
С сегодняшнего дня и вплоть до 31 августа каждая столичная квартира на две недели будет гарантированно лишена горячего водоснабжения. Это неизбежное зло для любого потребителя коммунальных услуг: права властей производить сезонные отключения четко прописаны в российском законодательстве. Порядок получения и размер возможных компенсаций за несоблюдение нормативных сроков ремонта теплотрасс указываются хоть и конкретно, но не стоят судебных баталий. И уж совсем безрадостным звучит ответ на резонный вопрос, вправе ли гражданин меньше платить за горячую воду в том месяце, когда его жилье совершенно официально лишается этой самой воды. Юристы здесь имеют не привычные два, а одно четкое мнение – не вправе.
Километры металлолома
В ближайшие четыре месяца без горячей воды временно окажутся более 19 тысяч зданий, в числе которых не только жилые дома, но также школы, детские сады, больницы и поликлиники. ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" (МОЭК), главным акционером которого является правительство Москвы, в период подготовки к отопительному сезону 2010-2011 годов планирует переложить свыше 258 километров столичных теплосетей (всего в городе их протяженность составляет 10,3 млн. км), провести ремонтные работы на 42 районных и 30 квартальных теплостанциях, а также в 129 котельных
В первую очередь планово-профилактические работы подразумевают так называемую опрессовку. На языке коммунальщиков ей именуются испытания тепловой сети, когда вода под высоким давлением подается в трубы. Ремонтируют там, где магистраль дает течь. В процессе опрессовки вода подается только на аварийные участки и лишь на время ремонтных работ.
Основные работы в котельных – промывка котлов и диагностика насосов. В среднем эти действия должны занимать от 12 до 36 часов. Однако если оборудование повреждено, ремонт может занять и 1-2 недели.
Согласно нормативам Госстроя РФ, замена труб не является профилактической работой, и относится уже к капитальному ремонту, который производится по проекту, предварительно прошедшему экспертизу.
Что в перспективе
Период планового перебоя с водой многие москвичи до сих пор по привычке готовятся переживать с помощью объемной посуды. Те, кто позажиточнее, обзаводятся водонагревателями. Приготовления объяснимы: еще каких-то пару лет назад с холодными кранами приходилось жить в лучшем случае 21 день, а то и целый месяц. Однако в этом году сезонные отключения коснутся каждой отдельно взятой квартиры лишь на 14 дней. В будущем чиновники обещают сократить неприятный промежуток до пяти суток. По крайней мере, такие планы озвучил в апреле текущего года первый заместитель московского мэра Петр Бирюков.
В свою очередь, руководство МОЭК еще два года назад заявило, что к 2012 году компания получит возможность за счет применения новых технологий производить отключения лишь на 2-3 дня.
Минус благотворительность
Подобные выступления чиновников только на первый взгляд выглядят попыткой позаботиться о комфорте граждан. На самом деле предельные сроки плановых отключений горячей воды прописаны в нормативных актах. Хочешь – не хочешь, их надо соблюдать. В противном случае – либо штраф согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, либо (при крупном ущербе здоровью людей или наступлении иных тяжких последствий) ответственность по статье 215.1 Уголовного кодекса РФ.
По действующим с прошлого года Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН) 2.1.4.2496-09, "в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток". На этот документ ссылаются и утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам".
К слову, случавшиеся долгие годы месячные отключения воды также нельзя отнести к законным. Советские "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения", действовавшие с 1988 года до недавнего времени, отводили на профилактические работы не более 15 суток.
Перерасчет не для всех
Вышеупомянутые статьи кодексов, по крайней мере, в столице, не востребованы. Долгие годы граждане предпочитали не судиться с коммунальщиками, а рассказывать о слишком долгом ремонте по телефону сотрудникам всевозможных "горячих линий" городского правительства. Еще буквально 2-3 года назад число сигналов о несвоевременной починке теплоцентралей уступало лишь количеству жалоб на грязные дворы и не вывезенный вовремя мусор.
Сейчас перспектива наказать слишком медлительных сотрудников управляющих компаний (то есть бывших ДЕЗов и ЖЭКов) через суд также лишена практических перспектив. И дело тут вовсе не в волоките или отрицательном отношении к жалобщикам: в столице судьи повсеместно встают на сторону обиженных потребителей, особенно если речь идет о спорах таких категорий.
Отталкивает несовершенство законов. "Гражданин в настоящее время не вправе требовать перерасчета месячной платы горячего водоснабжения за двухнедельный период, когда проходят плановые ремонтные работы. Здесь, к сожалению, все потребители страдают в равной степени", - пояснил РАПСИ юрист Московского общества защиты потребителей Сергей Хованов.
А вот если 14 дней превратились в 15, или же привычные за долгие годы 21, перерасчет должен быть произведен. Согласно все тем же "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", ежемесячная стоимость горячей воды должна быть снижена на 0,15% за каждый час просрочки. Или на 3,6% в день, если счет пошел на сутки. "Кроме того, такая просрочка, по сути, позволяет говорить о некачественном оказании услуги или о не оказании услуги вообще, поэтому пострадавшие потребители вправе требовать возмещения в полном объеме убытков, если они были причинены", - добавляет юрист московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Игорь Симонов. Урон, к слову, может быть причинен использованием некачественных электроприборов – тех же водонагревателей: от поражений током до коротких замыканий и, как следствие, пожаров. Однако доказать, что подобные напасти напрямую связаны с фактом затяжки сроков ремонта теплотрассы под собственным домом на практике крайне проблематично.
С другой стороны, поскольку речь в случаях слишком долгого отключения воды идет о нарушении законодательства в целом, пострадавшие имеют право и на компенсацию морального вреда.
В таких ситуациях до составления иска в суд стоит обратиться с письменной претензией в управляющую организацию. А в случае отказа – в суд по месту жительства.
При этом стоит иметь в виду, что судебная практика в Москве по таким делам практически отсутствует даже сейчас. «Стоимость квалифицированной юридической помощи в несколько раз превысит размер предполагаемой компенсации вреда. Те же, кто считает ущерб значительным, например, пенсионеры, зачастую не имеют возможности защищать себя самостоятельно в суде», - констатирует Симонов.
Принуждение к праву
То, что неактуально в столице, вполне работает на периферии. Региональная судебная практика достаточно наглядно показывает, что за не пунктуальность коммунальщиков по суду порой расплачиваются не только они сами, но и местные власти.
Например, в августе прошлого года судебная коллегия Владимирского областного суда оставила в силе решение Октябрьского райсуда города Владимир, признавшего незаконным постановление городского главы, которым за несколько месяцев до этого события был утвержден график плановых отключений горячей воды на 2009 год. Причина – несоблюдение установленных законодательством сроков отключения и, как следствие, нарушение прав неограниченного круга лиц. Горожане в результате получили возможность не только взыскать с непосредственного поставщика услуги – управляющей компании, ЖСК или ТСЖ – компенсации за каждый день просрочки, но и требовать возмещения морального вреда в связи с необоснованно завышенным периодом сезонного отключения воды. Многие жители ведь к тому моменту запаслись не только привычными кастрюлями и тазиками, но и потратились на электроводонагреватели.