Как известно, обладатель так называемой шенгенской визы может на законных основаниях путешествовать по территории не одного-единственного государства, а сразу нескольких. Немало россиян желает стать обладателями соответствующей визовой марки в своем заграничном паспорте. Для этого нужно, прежде всего, уяснить правила, которым подчиняется данный процесс. Зная их, можно лучше использовать преимущества, которые сулит российским гражданам шенгенская зона и шенгенская виза, а вместе с тем избежать многих трудностей и проблем.
Где
Для начала обозначим границы. Обладатель шенгенской визы имеет право свободного передвижения внутри всей шенгенской зоны. В нее на сегодняшний день входят следующие страны:
Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Италия, Испания, Исландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Франция, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.
Автоматически входят в шенгенскую зону Андорра (вместе с Испанией), Монако (вместе с Францией), Ватикан и Сан-Марино (вместе с Италией).
Куда обращаться
Заявление о выдаче визы следует подавать в посольство той страны, которая выступает единственным местом назначения поездки (поездок).
Если же в ваши планы входит посещение нескольких государств шенгенской зоны, то на этот счет существуют два основных правила.
Во-первых, заявление о выдаче визы подается в представительство той страны, в которой вы намерены преимущественно находиться во время поездки. Во-вторых, если страну основного пребывания однозначно определить невозможно, то заявление о выдаче визы следует подавать в представительство того государства, через которое будет осуществлен первый въезд в шенгенскую зону.
При этом в случае оформления визы в представительстве одной страны шенгенской зоны и въезда по ней в другую, у вас должны быть убедительные доказательства того, почему, к примеру, вы въезжаете в Германию по визе, выданной посольством Испании. Поэтому будьте готовы подтвердить, что основной страной в вашем маршруте является именно та, которая выдала визу, и объяснить причину изменения маршрута. Речь в данном случае может идти, например, о дешевых билетах на самолет со стыковкой в Германии. Во избежание проблем на границе сохраняйте документы, подтверждающие, что вы за время поездки были именно в выдавшей визу стране: все билеты, счет из гостиницы, чеки и тому подобное.
Чаще всего доказывать соблюдение указанных правил в предыдущей поездке приходится в посольстве, когда вы в следующий раз подаете документы на визу. Поэтому если ваш маршрут может вызвать сомнения относительно того, действительно ли страна, выдавшая вам визу, была основной в вашем путешествии, то сохраняйте и предъявляйте в посольстве все подтверждающие это документы.
Если ваши аргументы будут неубедительными, есть вероятность, что в визе вам откажут.
Собираем документы
Перед тем как начать сбор документов для визы следует проверить загранпаспорт. Срок его действия должен как минимум на три месяца превышать срок действия визы. Обязательно проверьте наличие в нем личной подписи, без которой посольство документ не примет, а также наличие как минимум двух чистых страниц без каких-либо штампов и пометок.
В Визовом кодексе Европейского Союза (ЕС), вступившем в силу 5 апреля 2010 года, не содержится исчерпывающего перечня документов, которые необходимо предоставить в посольство с заявлением о выдаче визы. Шенгенское законодательство тем самым предоставило иностранным представительствам возможность самим оценивать достаточность доказательств для подтверждения тех или иных фактов. Так, посольства могут закрывать глаза на отсутствие некоторых документов, например, в случае если заявитель известен им своей честностью и надежностью, поскольку законно использовал ранее выданные визы. Или, наоборот - запрашивать дополнительные документы и справки.
Вот стандартный перечень документов для получения шенгенской визы:
1. Паспорт - заграничный и внутренний, а также копии страниц из него.
2. Заявление о выдаче визы. Его бланк можно получить в посольстве при подаче документов или скачать на официальном сайте посольства. С 2010 года все страны шенгенской зоны применяют единую форму заявления о выдаче шенгенской визы. Поэтому при заполнении заявления вы можете ориентироваться на рекомендации одного из посольств или консульств. Например, на сайте Консульства Германии в Екатеринбурге есть подробная инструкция по заполнению анкеты на шенгенскую визу и пример заполненной анкеты.
3. Две фотографии 3,5x4,5 см. Существует ряд нюансов в требованиях к фотографиям у различных стран шенгенской зоны. Например, требования к фону и размерам изображения. Не стоит надеяться, что все это знают в фотоателье. Поэтому с такой информацией лучше предварительно ознакомиться, скажем, изучив требования на официальном сайте посольства, и идти фотографироваться уже подготовленным.
4. Документы, подтверждающие цель поездки и проживание. Подтвердить цель поездки можно следующими бумагами: ваучером или письмом от туристической фирмы с описанием тура; приглашением от принимающей стороны (делового партнера, компании, организатора конференции, образовательного учреждения); студенческими билетами и т.п. Подтверждающими документами относительно проживания могут служить бронь гостиницы; договор найма жилого помещения; приглашение со стороны принимающего лица.
5. Документы, подтверждающие наличие достаточных финансовых средств для поездки в страну шенгенской зоны. Доказательствами наличия в кармане денег для покрытия стоимости пребывания (на каждый день поездки требуется не менее 50 евро) могут быть, например, справки о доходах с места работы с указанием должности (желательно по форме № 2 НДФЛ), выписки из личных банковских счетов о доходах/расходах последних шести месяцев.
6. Документы, позволяющие оценить намерение заявителя возвратиться в страну гражданства. Здесь подойдет любое доказательство владения недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом (например, автомобилем); обратный билет или билет на круговую поездку либо бронирование подобных билетов; подтверждение наличия работы: копия трудовой книжки, заверенная работодателем и т.п.
7.Оригинал полиса медицинского страхования для стран шенгенской зоны, а также его копия.
8.Документ об оплате визового сбора. Визовый сбор составляет 35 евро. В случае отказа в визе сбор не возвращается. От уплаты визовых сборов освобождены школьники, студенты, аспиранты, инвалиды и лица, их сопровождающие; члены официальных делегаций; лица, участвующие в научной, культурной или творческой деятельности, а также некоторые другие.
Если с вами путешествует ребенок, то для него придется собрать отдельный пакет документов, а также уплатить визовый сбор, если он старше шести лет и обладает собственным загранпаспортом.
В ходе рассмотрения заявления о выдаче визы особое внимание будет уделяться оценке подлинности и достоверности представленных документов. Посольством будут приниматься во внимание риски нелегальной миграции и нанесения ущерба безопасности. При необходимости сотрудники посольства могут пригласить заявителя на интервью и потребовать представления дополнительных документов.
Поэтому с самого начала постарайтесь убедить посольство в своей законопослушности, финансовой состоятельности и намерении вернуться на родину.
Помните о том, что виза не является окончательным основанием для въезда в шенгенскую зону. Если офицеру на границе что-то покажется подозрительным, он может вас банально "развернуть".
Подаем заявление
Заявления о выдаче визы подаются не ранее чем за три месяца до начала предполагаемой поездки.
В зависимости от правил, установленных посольством, заявление и прилагаемые к нему документы могут подаваться в посольство в порядке "живой очереди" в установленные дни и часы или же по предварительной записи на прием. Так, к примеру, происходит в посольстве Германии.
В случаях неотложной необходимости посольство может разрешить подачу документов без предварительной записи или назначать прием незамедлительно.
Лично или через представителя?
По общему правилу документы на визу должны быть поданы в посольство вами лично. Исключение может быть сделано только в случае серьезных уважительных причин. К ним причисляется наличие инвалидности, значительная удаленность места проживания заявителя от представительства соответствующей страны, невозможность покинуть место работы и т.д. Данные причины должны быть обоснованными, и могут быть проверены сотрудниками посольства. Третье лицо, пришедшее в посольство вместо вас, должно иметь удостоверенную нотариусом доверенность.
Подать документы в посольство вы можете также воспользовавшись услугами аккредитованной в соответствующем посольстве туристической фирмы. Перечни таких фирм уместно искать на сайте посольства.
Сроки рассмотрения
Обычно посольства принимают решение по запросам об оформлении виз в течение 10 календарных дней с даты получения заявления и документов, необходимых для оформления визы. Однако срок принятия решения может быть продлен до 30 рабочих дней, если дипломаты сочтут, что поданные бумаги требуют дополнительного изучения.
В случаях форс-мажора срок принятия решения может быть сокращен до 3-х календарных дней или даже менее. Визовый сбор в данном случае будет составлять 70 евро.
Мария Синякова