Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ
Руководство Госдумы РФ 18 мая решило перенести на начало следующей недели рассмотрение скандального законопроекта о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ, предусматривающего резкое ужесточение наказания за нарушение правил проведения уличных манифестаций. Такое решение было принято по результатам состоявшегося утром совещания спикера Госдумы Сергея Нарышкина с руководителями парламентских фракций, три из которых – КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" накануне пригрозили в знак протеста против срочного вынесения документа на обсуждение покинуть зал заседаний.
Представители "Единой России", которые подготовили законопроект, ранее заявили, что согласны, в качестве компромисса, в несколько раз уменьшить размеры предусмотренных им штрафов для нарушителей правил проведения митингов и демонстраций. Но настаивали все же на его срочном принятии.
Технически препятствий для этого не было. Фракция "Единой России" составляет большинство депутатского корпуса (238 членов), что позволяло ей проголосовать в поддержку закона и без всякого участия других фракций (для принятия "обычных" федеральных законов достаточно 226 голосов "за").
Тем не менее, руководство Госдумы все же согласилось пойти навстречу парламентскому меньшинству, и отложило рассмотрение как минимум до 22 мая, чтобы у всех было "достаточно времени для обстоятельного обсуждения" спорного законопроекта.
Спорность эта, причем, заключается не только в явно чрезмерно жестком подходе к наказанию "несогласных" - а адресованы предложенные меры, очевидно, именно им, поскольку у сторонников власти проблем с разрешениями на проведение митингов никогда не возникает.
Законопроект, среди прочего, предполагает повышение размеров штрафных санкций, вообще предусмотренных КоАП – с нынешних максимальных 5 тыс рублей до 1,5 млн рублей. Соответственно, в будущем новые "тарифы" могут быть распространены и на другие виды правонарушений, к примеру, о нарушении ПДД. А это, понятно, может вовлечь в протестное движение и тех, кто вовсе не симпатизировал до сих пор "несогласным", и, вообще, не интересовался политикой.
Бухгалтерия протеста
Пока, впрочем, основную критику законопроект вызывает из-за его "митинговой" направленности. Авторы заявляют, что предложенные ими меры направлены только на защиту конституционных прав граждан. Оппоненты же, среди которых не только представители парламентского меньшинства, но и подавляющее большинство юристов, правозащитников и самих участников митингов, полагают, что законопроект, наоборот, прямо противоречит Конституции РФ, и лишь радикализует протестное движение, выведя его за правовые рамки.
Учитывая авральный порядок, в котором представители "Единой России" вынесли закон на обсуждение – внесен он в Госдуму был только 10 мая, а уже 18 числа предложен для принятия в первом чтении, представители оппозиции заявили, что он стал ответом власти на митинговую активность в Москве 6-9 мая.
Аналогичный законопроект был внесен теми же депутатами "Единой России" еще в середине апреля. За исключением некоторых чисто технических формулировок, он слово в слово повторял документ, который сейчас вызвал всеобщее возмущение. Но при этом не отличался такой суровостью – суммы штрафов предлагалось увеличить для нарушителей митинговых правил лишь до 200 тыс рублей. После же майских демонстраций, вылившихся в Москве в беспорядки, "единоросы" предложили новую редакцию законопроекта.
Впрочем, пока все равно не понятно, что же именно будут обсуждать депутаты 22 мая. Изначально представители "Единой России" предложили своим законопроектом один "набор" изменений, и только в КоАП – в плане ужесточения наказания за нарушения порядка организации и проведении митингов и демонстраций. В ходе последних дискуссий они согласились изменить текст документа в этой части, и попутно предложили дополнения в ряд других законов. В частности, речь идет о запрете на организацию публичных мероприятий для тех, на кого ранее уже было наложено аналогичное административное наказание, или кто имеет непогашенную судимость. Но документальные формы эти предложения еще не приобрели.
По принципу гуманизма
Необходимость ужесточения наказания за нарушения правил проведения публичных мероприятий в пояснительной записке к законопроекту обосновывается тем, что действующее законодательство нацелено в первую очередь на защиту интересов их организаторов и участников, тогда как мало учитывает интересы посторонних граждан. При этом, по мнению авторов законопроекта, ныне не предусмотрено санкций или мер, которые бы стимулировали любителей помитинговать уважать и соблюдать интересы тех, кому эти мероприятия могут доставлять неудобство.
"Во многих случаях проведение публичных мероприятий препятствует доступу граждан к месту проживания, работы или учебы, общественным местам досуга и отдыха, а хозяйствующим субъектам - к офисным и производственным помещениям; наносит ущерб местам озеленения (цветникам), иным объектам благоустройства территорий, ухудшает санитарно-эпидемиологическую ситуацию, мешает проезду общественного и специального транспорта, проходу пешеходов", - говорится в пояснительной записке. Вместе с тем, как полагают инициаторы поправок, установленные КоАП административные штрафы за такие нарушения "ничтожны и неадекватны" их общественной опасности.
Далее в обоснование законопроекта приводится международный опыт: перечисляются нормы законов, регламентирующие проведение публичных мероприятий в ведущих западных демократических странах, и делается вывод, что там соответствующие правила намного жестче, чем у нас. Правда, вывод этот зиждется на явно искусственной компиляции отдельных норм из законодательства разных стран.
"Это более длительный срок рассмотрения заявок в крупных городах (США), запрещение маскировки лица (Германия), существование "черного списка" для организаторов ранее запрещенных или разогнанных демонстраций (Швеция), право запрещать любые демонстрации по усмотрению местных властей (Франция), практика временных мораториев (Великобритания)", - приводятся примеры "жесткого подхода" в пояснительной записке. Также ее авторы обращают внимание, что в большинстве стран мира существует уголовная ответственность за нарушение правил проведения массовых акций.
Соответственно, исходя из «принципа гуманизма», авторы законопроекта предлагают не сажать митинговых правонарушителей в тюрьму, как на демократическом Западе, а применять к ним «мягкие» санкции – штрафы и обязательные работы.
Рублем и трудом
Размер штрафов авторы законопроекта в его нынешней редакции предложили увеличить в сотни и тысячи раз. Так, если до сих пор инициаторам массовых мероприятий за нарушение установленного порядка их организации (пункт 1 статьи 20.2 КоАП) грозит потеря «от одной до двух тысяч рублей», то по новым правилам суммы взысканий составят от 10 тыс. рублей до миллиона. Такие же санкции предусмотрены за нарушение порядка проведения акций (пункт 2 статьи 20.2 КоАП) для их организаторов (сейчас – те же 1-2 тыс. рублей), а их рядовых участников предлагается наказывать штрафом в размере от 1 тыс. рублей до 900 тыс. (сейчас – от 500 до 1000 рублей).
Еще более кардинально предложено ужесточить санкции статьи 5.38. КоАП (нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании). Сейчас она предполагает за «воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них», наказание для граждан – штраф лишь в 100 рублей или даже простое предупреждение, а для должностных лиц – штраф от 100 до 300 рублей. Представители же «Единой России» предлагают увеличить соответствующие санкции для простых людей – до «вилки» в 10 тыс. - 900 тыс рублей, а для должностных лиц – от 50 тыс рублей до 1,5 млн рублей.
Кроме того, все пункты статьи 20.2 КоАП предлагается дополнить нормой, согласно которой и организаторы, и участники «неправильных» уличных акций в качестве альтернативы штрафу могут быть отправлены на обязательные работы сроком до 200 часов.
Если с практической стороной дела наложения таких наказаний проблем, понятно, быть не должно – суды просто механически применят новые нормы, то вот с их исполнением ясности нет.
Очевидно, что большинство рядовых граждан не в состоянии сразу выплатить такие огромные штрафы, и деньги с них придется взыскивать принудительно, обращая в доход государства какое-либо их имущество и активы. Соответственно, у судебных приставов существенно прибавится работы.
Да и сами суды, очевидно, тоже будут загружены. Ведь, сейчас, когда административные штрафы составляют всего несколько тысяч рублей, мало кто обжалует решения о таком наказании – просто в силу нежелания тратить время и силы на долгое разбирательство из-за столь непринципиальных сумм.
Когда же перед людьми откроется перспектива потери сотен тысяч рублей и более миллиона, или имущества, обращаемого в счет уплаты таких штрафов, понятно, бороться им будет за что.
С исполнением «обязательных работ» ситуация еще непонятнее. Согласно законопроекту, этот вид наказания «заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ», а порядок их отбывания «устанавливается Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов». То есть, отвечать за применение на практике «обязательных работ» должны будут те же судебные приставы.
Однако где именно, с привлечением каких организаций приговоренные к «обязательным работам» граждане будут из выполнять, и кто и как будет следить за этим, никто сказать не может. В законопроекте об этом ничего не сказано. В Федеральной службе судебных приставов тоже пока никаких пояснений РАПСИ дать не смогли.
Миллион и триллион
Правозащитники и сами лидеры протестного движения, между тем, уверены, что этот законопроект прямо противоречит Конституции РФ, и в случае принятие вызовет самые разные негативные последствия для руководства страны – и политические, и сугубо криминальные.
«Если усиливать ответственность за нарушения законодательства о митингах и демонстрациях, необходимо одновременно либерализировать само это законодательство. Это прямо вытекает из поручений президента РФ, которые были даны им 7 мая по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества», - отметил председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.
По его мнению, на практике эта норма не будет действовать. «Она лишь радикализирует протестное движение, люди перестанут действовать легально, только больше озлобятся. Уже есть случаи, когда полицейским автомобилям прокалывают шины. По-моему, это не лучший результат», - подчеркнул правозащитник.
В нынешней ситуации, как полагает Михаил Федотов, нужно делать все, чтобы гражданская активность входила в законное русло, для чего это русло должно быть расширено. Но на деле все происходит наоборот: мы заявляем о расширении гражданского участия в жизни страны и ее управлении, и при этом вводим для него новые жесткие ограничения.
По мнению эксперта, в первую очередь нужно создавать условия для того, чтобы гражданская активность принимал мирные и законные формы: решить, например, вопрос о постоянных местах для проведения уличных шествий и демонстраций, создания своего рода московского гайд-парка.
«Для этого нужно не заседать в комиссиях, а провести местный референдум, вот, хотя бы в том же самом районе, к которому относятся Чистые пруды», - предложил Михаил Федотов, напомнив, что участникам проводившейся там акции было запрещено продолжать ее по заявлению небольшой группы жителей лишь одного дома. «А их соседей из других домов кто-нибудь спрашивал, может они вовсе не против, может они, наоборот, поддерживали «гуляющих»?», - сказал правозащитник.
Лидер «Движения за права человека» Лев Пономарев, отметил, что, в первую очередь, это антиконституционный закон, поскольку он лишает граждан гарантированного Конституцией права на мирные протестные акции. Но самое важное с общественной точки зрения, по его мнению, то, какое влияние закон окажет на ситуацию на улицах.
«Люди просто перестанут подавать уведомления о проведении уличных мероприятий. Зачем им писать в документах свои фамилии, зная, что им будут грозить такие чудовищные штрафы? Только подставляться», - сказал Лев Пономарев. В результате, по его мнению, люди станут выходить на улицы без лидеров, без активистов, которые сейчас организуют соратников и следят за порядком.
Сопредседатель Объединенного демократического движения "Солидарность» Борис Немцов считает, что предлагаемые нововведения нарушают Европейскую конвенцию по правам человека и нормы Конституции. «Понятно, что штраф не то что в полтора миллиона, а даже в несколько сот тысяч рублей заплатить практически никто из участников протестов не может. С таким же успехом авторы законопроекта могли бы установить сумму штрафа, например, в триллион рублей. Для подавляющего большинства людей миллион и триллион - это одна и та же величина», - сказал политик.