Александр Глушенков, адвокат

 

Под эгидой "защиты детей от вредной информации" сейчас готовятся изменения в ряд законодательных актов, в частности, в законы "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Законодатели предполагают, что единый реестр сайтов с запрещенной информацией избавит нас от педофилии, детских суицидов и экстремизма. А теперь давайте подумаем, насколько благая инициатива депутатов способна решить эти проблемы.

Начнем с того, кто и как будет составлять этот реестр. Предполагается, что вести его будет Роскомнадзор, однако и силовые ведомства смогут добавлять в этот список все, что посчитают нужным. И вот здесь кроется первая проблема. Какие критерии занесения сайтов в "черный" список? Уж если и сейчас вызывает массу споров и нареканий процедура признания материалов экстремистскими, в том числе, и при проведении подобных экспертиз по назначению суда, то попадание в реестр - процесс закрытый и более непредсказуемый. Причем непонятно, появится ли возможность обжаловать включение того или иного сайта в реестр.

Кроме того, сама по себе постановка вопроса о создании реестра сайтов, а не конкретных материалов, ошибочна по своей сути. Вместо идентификации конкретного материала, в "черный" список попадает весь информационный ресурс, с массой нужных, полезных и совсем не вредных материалов. Думаю, еще не все забыли решение районного суда Комсомольска-на-Амуре, в котором был прописан запрет на доступ к порталу YouTube, а не к конкретному видеоролику, где, может быть, даже и были элементы экстремизма. Следуя такой логике и учитывая рвение и недостаточную компетентность некоторых чиновников, можно предсказать, что в этом реестре окажутся все большие сетевые ресурсы с какой-либо пользовательской активностью.

Не стоит сбрасывать со счетов и фактор использования реестра как способа борьбы с неугодными площадками, политическими оппонентами, конкурентами по бизнесу. Ведь попав в реестр, сайт практически сразу выпадает из активной деятельности и теряет посетителей, покупателей, рекламодателей. И вынужденная остановка работы на неопределенный срок обжалования в российской правовой системе, приведет к фактической смерти данного ресурса.

Еще один момент: законодатели забыли задать самим себе вопрос о том, где находится Интернет? Ведь все эти действия приведут лишь только к тому, что все серьезные сетевые ресурсы, чтобы не рисковать, просто переедут в другие юрисдикции. Сменят доменную зону с российской  RU на международную  COM, NET, ORG, уйдут к зарубежным регистраторам, перенесут хостинг за границу. Но при этом все равно останутся совершенно доступными для всех своих пользователей. Зато это напрямую ударит по российским компаниям, которые предоставляют услуги в сфере Интернета.

Наглядный пример моментальной миграции сайтов Compromat и Moscow-post показал, что попытки давления на эти ресурсы через российские правоохранительные органы обречены на провал, а вся информация так и осталась в свободном доступе для пользователей сети.

Может быть, законодателям следует осознать, что мы сейчас живем уже в другом мире, где не действуют прямые запреты, а информация свободно циркулирует и находит своих потребителей, финансы стремятся найти наиболее выгодное применение, бизнес ищет наиболее удобные гавани? А Россия, таким образом, все больше отдаляется от удобного места для размещения информации, ведения бизнеса и приложения инвестиций.