Константин Корсик, президент Московской городской нотариальной палаты

Возможность купить автомобиль в кредит стала одним из стимулов роста благосостояния российских граждан. Но, как известно, у каждой медали есть две стороны. В случае с автомобильным кредитованием оборотной стороной стало отсутствие должных законодательных механизмов, препятствующих рискам махинаций с находящимися в залоге у банков машинами. Что, конечно же, обернулось достаточно серьезными проблемами для автолюбителей.

Отсутствием какой-либо единой базы учета купленных в кредит автомобилей стали пользоваться недобросовестные граждане и профессиональные мошенники. По разным оценкам, сегодня каждый пятый продаваемый на вторичном рынке автомобиль находится в залоге, но зачастую продавец "забывает" предупредить об этом нового собственника.

В результате регулярно возникают ситуации, когда у добросовестных приобретателей, расплатившихся за свое движимое имущество полным рублем, по решению суда банк отбирает автомобиль. Закон в данном случае стоит на стороне залогодержателя, и покупатель не может защитить свое право собственности.

Кому строить реестр?

Решением проблемы мог стать реестр залогов движимого имущества, в котором бы находились сведения обо всех автомобилях, купленных в кредит. В этой связи в государственных органах несколько лет  разрабатывался проект соответствующего закона, но из-за того, что различные министерства не могли прийти к общему мнению о том, кто должен быть оператором подобного информационного ресурса, проект до сих пор оставался только на бумаге.

Вместе с тем росла уверенность в том, что ключевую роль в решении данной проблемы может сыграть нотариат. И буквально на днях Госдума приняла в третьем чтении законопроект об изменениях в Основы законодательства РФ о нотариате и в ряде других законов, который возлагает задачу ведения реестра уведомлений о залогах движимого имущества на Федеральную нотариальную палату (ФНП) РФ. Внесение сведений будет осуществляться непосредственно через нотариусов России. Данный законопроект был подготовлен по поручению президента России Владимира Путина. В соответствии с ним в течение следующего года должна быть создана единая информационная система нотариата, включающая реестр уведомлений о залогах движимого имущества, с которым нотариусы начнут работать с 2014 года.

Предполагается, что реестр будет иметь публичный формат, в части основных сведений будет доступен в сети Интернет, и каждый желающий сможет самостоятельно получить информацию по интересующему его автомобилю или его продавцу (как залогодателю).

Формироваться реестр станет нотариусами по заявлениям залогодержателей или залогодателей. Если же гражданину потребуется документ, официально подтверждающий наличие записи о залоге в реестре, то за выпиской из реестра он также может обратиться к любому нотариусу.

Почему именно нотариат

На роль организации, ведущей реестр залогов движимого имущества, претендовало Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). По словам руководителей НБКИ, там уже было начато формирование базы данных. Но  ни где она находится, ни как она работает, общественности так ни разу и не  было продемонстрировано. Между тем, количество скандалов с участием  обманутых автовладельцев не уменьшалось.

В то же время ведущие российские и зарубежные эксперты признали, что система регистрации залогов нотариусами имеет ряд существенных преимуществ, и будет наиболее удобной как для государства, так и для граждан. Наше участие в этом процессе сделает реестр доступным для всех жителей России, где бы они ни проживали, потому что в силу закона нотариусы есть во всех районных центрах страны. Кроме того, нотариальное сообщество динамично внедряет в свою практику новейшие информационные технологии и имеет единую электронную базу данных, охватывающую всю Россию.

Немаловажно и то, что нотариусы, в силу профессиональной специфики, беспристрастны и объективны в своей деятельности. В отличие от Бюро кредитных историй, они не связаны отношениями с банками, часто выступающими одной из сторон договора залога. И, что является одним из серьезных аргументов для общества, в нотариальной системе действует государственное регулирование тарифов.

По примеру Европы

Именно нотариат осуществляет учет залогов движимого имущества в ряде европейских стран. В частности, в Словакии  наряду с реестром залогов движимого имущества, существующим с 2003 года, ведется семь общенациональных нотариальных реестров, и это стало основой для практически безбумажной технологии работы. В свою очередь, значительно сократились трудозатраты в нотариальной деятельности, и была обеспечена защита от некоторых злоупотреблений, например, совершения нотариальных действий задним числом.

Московское нотариальное сообщество восприняло предложенный законопроект с пониманием и поддержкой. Новые полномочия не только расширят сферу компетенции нотариата, но и позволят ему участвовать в выполнении значимой социальной функции. К тому же опыт, полученный в результате реализации столь масштабного проекта, станет хорошей базой для дальнейшего законодательного внедрения в практику российского нотариата электронных реестров, на которые уже перешел весь цивилизованный мир.