Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ
Небывалая активность, развернутая законодателями и чиновниками всех уровней по разработке мер против пьянства за рулем, продолжает приносить все новые плоды. В конце прошлой недели, по итогам совещания в правительстве, глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая озвучила очередную подобную инициативу. По ее мнению, следует принять законопроект, предусматривающий перед получением водительских прав обязательное прохождение теста на наркотики.
Таким образом депутаты, очевидно, отреагировали на новые результаты расследования трагедии на Минской улице в Москве, где 22 сентября пьяный водитель, вылетев на остановку общественного транспорта, лишил жизни сразу семь человек. На прошлой неделе стали известны результаты экспертизы, которая обнаружила в его крови следы не только алкоголя, но и каннабиноидов – наркотического вещества, содержащего в производных конопли.
Как пояснила депутат Яровая, своевременное приобретение справки, что человек не состоит на учете в наркодиспансере, ни о чем не говорит, а задуманное тестирование "будет минимальной мерой безопасности". С учетом того, что данное предложение было подготовлено коллегиально – депутатами, аппаратом правительства, рядом министерств, а также представителями гражданского общества - есть все шансы на его воплощение в жизнь.
Правда, авторы идеи так и не объяснили, о чем именно будут говорить результаты наркотестов, и чем они принципиально могут отличаться от той же справки из наркодиспансера. Поэтому пока остается оценить это нововведение с точки зрения здравого смысла.
Порочность процедуры
Первый момент - как именно обязательное наркотестирование может сказаться на безопасности дорожного движения? Без преувеличения можно сказать: скорее всего, никак.
Ни одно разовое тестирование не может установить уровень личной ответственности и правосознания человека, а также стопроцентно подтвердить наличие у него пагубной привычки. Исследование результатов анализов может лишь выявить факт употребления гражданином наркотиков за какое-то время до него. При этом методы тестирования, пригодные для массового использования (то есть не требующие сложных лабораторных манипуляций и оборудования), способны выявить следы наркотиков лишь в течение очень ограниченного срока, считают специалисты. По большинству видов наркотиков - лишь в течение двух-трех суток после употребления, по некоторым (таким, как производные конопли) – максимум до одной-двух недель.
Но, очевидно, что знакомые с наркотиками граждане, если речь не о совсем законченных наркоманах (для выявления последних никакие тесты не нужны), вряд ли отправятся проходить наркотест для получения водительских прав "под кайфом" или вскоре после употребления "дозы". Следуя той же логике, мало кому приходит в голову являться на сдачу экзаменов в ГИБДД пьяным или хотя бы с похмелья.
Кроме того, "отрицательный" результат теста, понятное дело, не может дать никаких гарантий, что человек, уже получивший права, никогда больше не будет иметь дела с запрещенными веществами.
Второй момент – техническая организация проведения наркотестов. Очевидно, организовать такую процедуру прямо в ГИБДД будет непросто, да и нецелесообразно. Значит, анализы надо будет сдавать в уполномоченном медучреждении. Таким образом, все упирается опять же в получение еще одной справки. Говоря проще, процедуре, как признают сами власти, в нынешних российских реалия глубоко порочной. Но при этом требующей значительных бюджетных расходов на закупку дополнительного оборудования и оплату труда медиков.
Таким образом, введение обязательного тестирования на наркотики при выдаче водительских прав представляется затеей с практической точки зрения как минимум бессмысленной. Тем более что у правоохранительных органов есть полномочия и возможности проверять водителей в куда более подходящей с точки зрения профилактики обстановке – непосредственно на дороге.
Вообще, аргументация авторов всех последних инициатив по ужесточению санкций к пьяным водителям мало соотносится с реальным положением дел. Поводом для них действительно стала страшная трагедия, произошедшая 22 сентября. Но, вместе с тем, совершенно очевидно, что это лишь один частный случай, и подобные трагедии, увы, будут повторяться с той или иной периодичностью и в будущем.
Сухая статистика свидетельствует, что в целом правосознание российских водителей последнее время неуклонно растет, и они все реже садятся за руль пьяными. Так, согласно данным, размещенным на официальном сайте ГИБДД, число ДТП с участием нетрезвых водителей неуклонно уменьшается на протяжении последних пяти лет. В 2007 году было зарегистрировано 15593 таких случая, в 2010 – 11 845. Также снижается и смертность в результате "пьяных" аварий. В 2007 году в них погибло 2555 человек, в 2010 – 1954. По итогам 2011 года, по данным ГИБДД, был отмечен небольшой рост ДТП такого рода (12252), и погибших при них (2103). Однако речь идет лишь об абсолютных цифрах. Если учесть, что в том же 2011 году число зарегистрированных автомобилей в России увеличилось на 5%, получается, что в целом ситуация отнюдь не ухудшается.
Примечательно, что эта же статистика наглядно демонстрирует и отсутствие прямой корреляции между положением дел на дорогах с принимаемыми властями мерами по ужесточению наказания за нарушения ПДД, в том числе и для пьяных водителей.
Так, в 2007-2010 годах продолжалось уверенное снижение числа ДТП с их участием. Причем это снижение можно считать значительным показателем, так как оно происходило на фоне постоянного роста автопарка страны. В прошлом же году, после ужесточения правил и введения "абсолютного сухого закона" для водителей, которые с тех пор могут считаться трезвыми только при "нулевом" содержании алкоголя в крови, эффект получился обратным тому, на который рассчитывали власти. Тенденция к снижению "пьяных" ДТП замедлилась. В абсолютных цифрах их число даже немного возросло.
Это позволяет сделать печальный вывод: новые ужесточения наказания для пьяных водителей вряд ли окажутся более действенными. Если, конечно же, законодатели в итоге не додумаются до чего-то совсем уж радикального. Например, до конфискации у пьяных водителей личного автотранспорта.