Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
Череда происшествий на российских авиарейсах с участием буйных нетрезвых пассажиров внесла в неспокойную повестку дня народных избранников новый пункт. Теперь они выступают апологетами полного запрета проноса спиртного на борт любого пассажирского самолета.
Помимо этого, некоторые депутаты хотят ужесточить, насколько это возможно, меры наказания за хулиганское поведение на борту, причем независимо от состояния хулиганящего индивидуума. Мол, одна только борьба с проносящими бутылки и банки гражданами бесполезна. Можно ведь придти на борт, будучи и под алкогольным, и под наркотическим воздействием, причем минуя дежурный Duty-free.
Радикальные запреты пока не получили соответствующего оформления. Но уже сейчас понятно – получат. И очень жаль. Ведь уже в который раз потенциальные авторы законодательных ожесточений следуют избитой мудрости - ищут не там, где потеряли, а там, где светло.
Безумный флешмоб
Число ЧП на авиабортах, получивших широкую огласку только за последние дней десять, чем-то напоминает безумный флешмоб.
Сначала поволжский бизнесмен на глазах супруги с маленьким ребенком бьет стюарда по голове и рвется в кабину пилотов. Следом за ним молодой подольский коммерсант вытворяет практически то же самое по пути в Тайланд. Полицейский вынужден залечивать перелом носа после общения с несдержанным клиентом vip-зоны аэропорта Шереметьево.
В понедельник стало известно еще об одном инциденте: 38-летний пассажир рейса Бангкок-Белгород на борту Boeing-737 устроил пьяный дебош, и в результате был по прилету задержан сотрудниками транспортной полиции. Сгубил жителя Курской области алкоголь из магазина беспошлинной торговли, который тот и употреблял в полете. Очевидно, поэтому депутаты разом и заговорили о запрете проноса покупок из Duty-free в салон самолета.
Повышенное внимание к подобным происшествиям объяснимо не только утечкой в СМИ любительских видео, на которых запечатлены "главные герои" вместе с исторгаемой ими матерщиной и летающими по воздуху кулаками. Внимательное изучение каждого инцидента по отдельности наводит на неприятный вывод – свою безнаказанность хулиганы чувствуют на уровне подсознания.
Где светло
Вернемся к депутатским инициативам. Ведь теперь по устоявшейся программе время – собирать камни. А потом весело и с гиканьем забросать ими виновных, чтобы прочим неповадно было.
Парламентарии предлагают ужесточить законодательство, забывая при этом дать ответ на простой вопрос - почему им не хватает законов уже давно действующих?
Забывчивым процитирую, что гласит часть 2 статьи 213 Уголовного кодекса (УК) РФ "Хулиганство":
Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, связанное с сопротивлением лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, наказывается штрафом от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. или тюремным заключением на срок до 7 лет.
По-моему, более чем достаточно. Пять-семь реальных (ни в коем случае не условных!) лет за решеткой за пьяный дебош вместе с расставанием с шестизначной суммой в рублях, если хулиганство не повлекло тяжких последствий, способны остудить не только саму "горячую голову", но даже самых дремучих ее "последователей". Только вот пока мы наблюдаем обратный пример. Видео с записью нетрезвых проявлений гражданина из Поволжья исправно набирает десятки тысяч просмотров. Сам гражданин – не напротив следователя, и не в камере предварительного заключения, а до сих пор где-то в Египте, на лежаке у бассейна.
Предполагаю, что народные избранники на волне актуальности авиа-хулиганской темы одним лишь запретом проноса алкоголя на борт самолета действительно не ограничатся. Логичным продолжением стало бы медицинское освидетельствование пассажиров при посадке на рейс. Пьяный? Свободен! Стоимость билета не компенсируется!
Однако данная мера не только затратна – покупать алкотестеры и нанимать наркологов придется авиакомпаниям, что скажется на стоимости полетов – но и коррупциогенна. Почему, объяснит любой обладатель российского водительского удостоверения со стажем.
Пока же принцип неотвратимости наказания у нас на практике работает из рук вон плохо, страдать вынуждены без вины виноватые – добропорядочные пассажиры. И предлагаемые теперь жесткие меры – от "черных списков" авиаперевозчиков до того же запрета проносить в ручной клади вожделенное "стекло" из Duty-free (не чтобы пить – чтобы не побили при погрузке-разгрузке багажа, или не украли вместе с оным) – не исключено, коснутся многих из них.
Ведь любой спор по существу с бортпроводниками или теми же стюардами последние могут при желании расценить еще и как тот самый дебош - со всеми вытекающими отсюда последствиями.