Пока в заседаниях Государственной Думы перерыв, народные избранники не сидят без дела и готовят пищу для предстоящих обсуждений. Например, можно ознакомиться с инициативой фракции ЛДПР, законопроектом № 327908-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях запрета совершения действий, нарушающих тишину и покой граждан".

В проекте предлагается установить административную ответственность не за превышение допустимых сейчас уровней шума (регулируются СанПиНом 2.1.2.2645-10), а за некое "нарушение общественного порядка, выраженного в нарушении  требований  федерального  закона  к совершению  действий,  нарушающих  тишину  и покой граждан". Авторское обоснование - шум, производимый людьми в жилых зданиях и на прилегающей территории, "санитарно-эпидемиологической экспертизе (оценке) не подлежит", что затрудняет борьбу с такими нарушениями.

Под неправомерными действиями предлагается понимать все то, что нарушает тишину и покой граждан, в том числе человеческое поведение, работу технических устройств. Предусматривается механизм согласования мероприятий, нарушающих тишину и покой людей. В первом варианте желающие пошуметь должны будут согласовывать свои действия с соседями и муниципалитетом. Во втором – платить, либо за наем страдающими гражданами другого помещения и переезд в него, либо единовременную соответствующую компенсацию.

Невыполнение предполагаемых нововведений, разумеется, должно караться соответствующим образом. Предусматривается административный штраф в размере 5-10 тыс. руб. для граждан, 30-50 тыс. руб. - для должностных лиц, 200-300 тыс. руб. - для организаций. Злостные нарушители будут наказываться еще более сурово, вплоть до лишения права собственности на помещение, в котором они шумят. К слову, предложен совершенно новый вид административного наказания.

Громкая музыка опасна для жизни

Несмотря на то, что проект носит очевидный популистский и пропагандистский (если не сказать - комический) характер, вырастает он из вполне реальной проблемы, знакомой почти что каждому гражданину. И порой бытовые конфликты на почве нарушения тишины становятся источниками настоящих трагедий.

Так, вспоминается недавняя новость, которая 1 августа была во всех информационных сводках. В подмосковном Ногинске за убийство был задержан некий человек, который повздорил с молодыми людьми у своего дома. Дело в том, что не до конца повзрослевшие товарищи решили посреди ночи попить пиво во дворе, дополнительно еще подогрев атмосферу веселья любимой музыкой.

Громкость последней была такова, что жильцам пришлось обращаться к нарушителям спокойствия с просьбами утихомириться, однако гуляки повели себя вызывающе и на все просьбы ответили грубым отказом. Результатом стало то, что у впоследствии задержанного гражданина не выдержали нервы, после чего он вышел во двор и в упор расстрелял одного из членов компании из огнестрельного оружия.

Если бы, действительно, привлечь дебоширов к ответственности было хотя бы чуть реальнее, чем сейчас (суды и полиция подтверждают, что это практически очень трудно), то, возможно, трагического исхода можно было бы избежать. Казалось бы, на таком фоне инициативу  думских либерал-демократов следует признать своевременной и актуальной.

Но это - лишь на первый взгляд.

Кое-что о механизмах реализации права

Действительно, ныне существующий порядок, при котором правонарушение считается совершенным лишь при доказанном превышении определенного шумового порога, фактически не работает. Мало кто будет возиться с замерами и документированием повышенного уровня шума, да еще с последующими полицейско-судебными разбирательствами. Гораздо проще, привычнее и эффективнее пойти и поговорить с соседями «по понятиям». Со всеми вытекающими последствиями.

Изменится ли ситуация к лучшему, если взамен нынешнего "мертвого", но при этом четкого (в силу возможности замера уровня шума и однозначности суждения о превышении его допустимой величины) правового механизма будет введена потенциально более реализуемая, но основанная сугубо на субъективных и оценочных категориях система? На наш взгляд, нет. Учитывая стабильно высокий уровень бытовой преступности в стране, совершенно ясно, что появятся многочисленные попытки шантажа и вымогательства между соседями чуть ли не каждого многоквартирного дома. Думается, и сами авторы проекта все это прекрасно понимают: именно в Москве с ее запредельной плотностью населения проблема превышения шумовых порогов наиболее остра.

Но дело отнюдь не в плохой реализуемости каких-то отдельных норм. Проблема в том, что роль права в современной России сама по себе такова, что законы изобилуют декларативными, абсурдными, заведомо невыполнимыми положениями. И такие нормы продолжают множиться при помощи разных нелепых инициатив. К сожалению, право стало полем для реализации политических амбиций и инструментом закрепления сиюминутных прихотей отдельных кланов и групп влияния, утратив свою регулятивную роль. Нынешнее законодательство стремится отрегулировать каждый нюанс как личного, так и общественного пространства, вдобавок делая это посредством размытых и запретительных предписаний. Инициатива, традиционно поощряемая диспозитивными нормами, уничтожается.

Понятно, что при таком развитии права реальным регулятором общественных отношений становятся другие социальные нормы. Для большинства российских граждан ими выступают те самые пресловутые "понятия". Право же продолжает двигаться по замкнутому кругу, перемежая утрату доверия к нему со стороны граждан с еще больше подрывающими это доверие попытками его вернуть.

Выходом может стать только возвращение праву его подлинного значения как механизма согласования частных интересов с публичными, на защите которого стоит независимый суд. При этом условии может оказаться, что и задача соблюдения режима тишины вполне решаема.

Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ