В последнее время граждане РФ неоднократно через СМИ узнавали информацию о вреде различных товаров, услуг, некачественных продуктов питания, в том числе поступающих в Россию из-за рубежа.
В связи с этим у каждого гражданина резонно возникает вопрос, а когда соответствующим государственным службам стало известно о том вреде, который мог быть причинен здоровью граждан в результате потребления тех или иных некачественных продуктов питания или услуг и сколько до этого момента уже было реализовано на рынке товаров и услуг не соответствующего качества.
Кроме того, возникает вопрос и о вреде, который был причинен здоровью гражданам и кто из должностных лиц понесет ответственность за то, что в страну попали некачественные товары и предоставлялись некачественные услуги.
Федеральный закон N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", закрепляя права граждан в сфере охраны здоровья, четко регламентирует, что граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья и тех из них, которые оказывают на него вредное влияние.
Такая информация может содержать и сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии региона, а также о нормах питания, безопасности и качества любой продукции и товаров, в том числе производственно-технического назначения, продуктов питания, любых других товаров, используемых для личных и бытовых нужд, а также работы услуг, оказываемых населению.
ФЗ N 323 содержит требования о том, что такая информация должна быть полной, достоверной и своевременной. Это конечно безусловное требование, когда речь идет об угрозе здоровью и жизни граждан РФ.
Подобная информация должна в соответствии с ФЗ N323 предоставляться населению РФ органами госвласти и органами местного самоуправления, а также соответствующими организациями.
Порядок предоставления такой информации регламентируется приказом Минздрава РФ от 2 декабря 1999 года N429 "О порядке предоставления информации", в соответствии с ФЗ от 30 марта 1999 года, N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения".
Указанный Минздравом порядок действует с 1 января 2000 года и регулирует формы предоставления органами и упреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) РФ такой информации потребителям, независимо от их организационно-правовой формы.
К видам вышесказанной информации СЭС, в соответствии с приказом относятся: справочная информация общего характера о санитарно - эпидиамилогической обстановке, специализированная информация для которой необходим анализ и соответствующая обработка данных.
При чем если информация общего назначения о СЭС предоставляется гражданам бесплатно, то специализированная информация предоставляется на платной основе.
В целях информационного обеспечения населения и СМИ в учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы создана пресс-служба.
В связи с этим хочется надеяться, что каждому гражданину РФ в соответствии с положениями ФЗ N323, соответствующий порядок информирования будет неукоснительно и своевременно соблюдаться.
К сожалению, как это часто в последнее время бывает, такое информирование принимает форму сенсационных разоблачений, скандальной информации или просто констатации фактов.