Нина Еременко, адвокат
В связи с большим разнообразием товаров приобретаемых российскими потребителями, необходимо знать и представлять особенности ряда положений закона "О защите прав потребителей", касающихся конкретных товаров. В частности, товаров длительного пользования, поскольку приобретая их, потребитель вправе рассчитывать на удобства в быту, которые должны появиться после их приобретения. К ним относятся автомобили, мотоциклы и другая мототехника, аппаратура, мебель и ряд других товаров.
Кроме того, подобные товары достаточно часто приобретаются в кредит, в том числе в торговых предприятиях. В итоге все сложности и технические недостатки подобных товаров, если они происходят, достаточно существенно сказываются на семейном бюджете.
В случае обнаружения недостатков в товарах длительного пользования и последующей, их сдаче в ремонт продавец или уполномоченная сервисная служба в трехдневный срок обязаны предоставить на время ремонта подобный товар. При этом доставка товара производится за счет продавца.
Потребитель, в случае необходимости такой замены товара, находящегося в ремонте, должен написать письменное заявление, в котором указать данное требование, в противном случае, как это часто бывает, продавец скажет, что покупатель не требовал предоставления другого изделия на время ремонта.
Однако не все товары могут быть заменены таким образом на время ремонта, поскольку правительством РФ установлен перечень товаров длительного пользования, на который данное требование не распространяется.
Речь идет о постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" с изменениями и дополнениями к нему.
К перечню товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о предоставлении замены на период ремонта, относятся автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним. Исключение составляют подобные товары, используемые инвалидами, а также прогулочные суда и плавсредства; мебель; электробытовые приборы для индивидуального использования или в медицинских целях.
Так, постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1007 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг" внесены соответствующие изменения в данный перечень товаров. В него были включены приборы, соприкасающиеся со слизистой и кожными покровами тела человека. К ним относятся электрофены – щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос.
В перечень также включены электробытовые товары для приготовления пищи и гражданское оружие и его составные части.
После получения товара из ремонта, потребителям необходимо знать, что гарантийный срок на товар должен быть продлен на время, в течение которого товар находился в ремонте. При этом потребителю необходимо будет потребовать от сервисной организации соответствующие документы. Это может быть квитанция или специальная сервисная книжка. В них должны быть указаны дни сдачи и выдачи товара из ремонта, а также, какие поломки были устранены, и была ли произведена замена запасных частей.
В случае, если были заменены комплектующие части сданной потребителем вещи, и эти части имеют гарантийные сроки, то тогда на эти замененные комплектующие должен быть установлен такой же по времени гарантийный срок, как и на те части, которые были заменены.
Различные нарушения закона "О защите прав потребителей" встречаются со стороны ремонтных, сервисных центров и служб происходят достаточно часто. Поэтому в случае обращения в эти организации, потребитель должен знать свои права.