Нынешний отпускной сезон ознаменуется серьезным новшеством: в России официально вводятся «невозвратные» авиабилеты. Продавать их на законных основаниях смогут, в том числе, зарубежные компании, чьи рейсы вылетают из нашей страны. При этом законодательство сохраняет для пассажиров ряд важных гарантий.
О том, к чему быть готовыми и как отстоять свои интересы отпускникам-путешественникам - в очередном выпуске нашей рубрики.
"Еще не вечер"
Месяц назад президент Владимир Путин подписал законопроект о поправках в Воздушный кодекс России (см. федеральный закон от 20 апреля 2014 года № 79-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"). Сбылось то, о чем давно мечтали авиакомпании: перевозчикам разрешили продавать билеты по "невозвратным" тарифам.
Горькую пилюлю для пассажиров приправили обнадеживающим обещанием: места на рейсах по таким тарифам будут стоить дешевле. Ведь обычно авиаперевозчики закладывают в цену билетов, в том числе, риск, что часть путешественников откажется от полета, деньги придется вернуть и возникнут убытки из-за пустых кресел. При новом раскладе такие издержки им не грозят, а значит и стоимость перевозки для пассажиров можно снизить.
Впрочем, в самом законе приятные перспективы не прописаны. Однако содержится ряд гарантий, которые помогут пассажирам в ряде случаев отстоять свои интересы (см. ниже).
Также стоит иметь в виду: поправки вступают в силу по истечении 60 дней после дня официального опубликования. Текст ФЗ № 79 был размещен на официальном интернет-портале правовой информации 21 апреля. Соответственно, новые правила будут действовать в отношении авиабилетов, купленных после 21 июня. До этой даты при отказе от полета пассажиры вправе требовать возврата денег в соответствии со "старой" редакцией статьи 108 Воздушного кодекса РФ. А именно: если сдать билет не позднее чем за 24 часа до отправки самолета, то авиаперевозчик обязан вернуть уплаченную сумму полностью. Если же билет сдается позднее, то с пассажира могут удержать не более 25% стоимости авиаперевозки.
Вернут, но не все
Новые правила вводят альтернативу: авиакомпания и пассажир могут заключить договор с условием о возврате провозной платы при отказе от полета либо - «невозвратный» договор. Разумеется, необходимая информация о виде договора должна будет предоставляться гражданам в наглядной форме перед приобретением билета.
Обратите внимание: даже при покупке с условием возврата последствия отказа от полета будут существенно отличаться от прежних правил (см. выше). Новая редакция статьи 108 ВК РФ значительно расширена и дополнена. Основные пункты, которые стоит знать пассажиру, такие:
1) Если вы приобретаете билет с условием о возможности возврата и сдаете его не позднее чем за 24 часа до начала регистрации на рейс, то авиакомпания должна будет вернуть уплаченную сумму, но вправе удержать «фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира». Перечень расходов, которые авиакомпания сможет списать на свои издержки, будет установлен уполномоченным органом в области гражданской авиации (согласно пункту 4 статьи 107 ВК РФ в новой редакции). Пассажир в любом случае вправе потребовать полный расклад с указанием всех расходов и сумм в письменной форме.
2) Если вы покупаете билет с условием о возврате и сдаете в последние сутки, но до окончания регистрации на рейс, авиаперевозчик вправе удержать свои фактические расходы (см. выше), а также неустойку в размере до 25% от стоимости билета.
3) При возврате билета после окончания регистрации на рейс пассажиру не выплатят ни копейки.
Заболел? Требуй компенсацию по полной программе!
Если пассажир приобрел билет по "невозвратному" тарифу, по общему правилу при отказе от полета ему рассчитывать не на что, причем независимо от времени обращения к авиаперевозчику. Однако закон предусматривает целый список важных исключений - когда гражданину должны вернуть уплаченную за билет сумму ПОЛНОСТЬЮ.
Важно: эти исключения действуют как при "невозвратном", так и при "возвратном" тарифе. Ситуации такие:
- Заболел либо сам пассажир, либо член его семьи или близкий родственник, которые должны лететь вместе с ним тем же рейсом. К членам семьи в данном случае закон относит супругов, родителей и детей (в том числе усыновленных). Под близкими родственниками понимаются дедушки, бабушки, внуки, а также братья и сестры - как полнородные, так и неполнородные. Чтобы получить уплаченную сумму при отказе от полета, нужно обратиться к авиаперевозчику не позднее окончания регистрации на рейс. Понадобится предъявить медицинские документы, подтверждающие болезнь.
- Смерть члена семьи или близкого родственника также является уважительной причиной, при которой пассажиру должны вернуть полную стоимость билета. В авиакомпанию нужно обратиться на тех же условиях, что и в предыдущем случае: до окончания регистрации и предъявить документальное подтверждение причины отказа от полета.
- Задержка вылета или иные действия (бездействие) авиаперевозчика, в результате которых нарушается договор воздушной перевозки пассажира (например, отмена или перенос рейса).
Аэропорт "Шереметьево" // Максим Блинов, РИА Новости
На заметку
Существуют ситуации, когда авиакомпания вправе снять пассажира с рейса по своей собственной инициативе. В таких случаях в соответствии с новой редакцией статьи 107 ВК РФ издержки распределяются следующим образом:
- Если пассажира не допускают к полету из-за нарушения им паспортных, таможенных правил, наличия при себе или в багаже предметов (веществ), запрещенных к воздушной перевозке, отказе оплатить сверхлимитный багаж, и при этом билет куплен по "возвратному" тарифу, то авиакомпания обязана вернуть стоимость билета, удержав свои фактические расходы и неустойку в размере до 25% уплаченной суммы. При "невозвратном" тарифе пассажиру не выплачивается ничего.
- Если гражданина снимают с рейса в связи с тем, что состояние его здоровья "требует особых условий перевозки" либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, то авиакомпания обязана вернуть всю уплаченную сумму независимо от вида тарифа. А вот если состояние здоровья "создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц", то пассажиру отказывают в перелете без каких бы то ни было компенсаций. В данном случае речь может идти, например, о туристах, которые перед посадкой ударно "принимают на грудь".
- Наконец, если пассажир нарушает правила поведения на борту, создавая угрозу безопасности полета либо жизни и здоровью других лиц, или отказывается выполнять распоряжения командира экипажа, дебошира снимают с рейса без возврата стоимости билета.
Анна Добрюха, юрист