Александр Сенотов, руководитель юридического отдела компании Devino Telecom
22 июля президент России Владимир Путин подписал законопроект о запрете в России sms-спама. Согласно этому документу, отправлять абоненту рекламные сообщения можно только после его предварительного согласия, причем не обязательно письменного.
Ранее требование не отправлять рекламные sms-сообщения без согласия абонента содержалось в законе «О рекламе», который действует с 2006 года.
Но если и раньше отправлять сообщения без согласия их получателя было нельзя, что же изменилось в законодательстве теперь? А вот что.
Уточнено само понятие sms-рассылок
До принятия поправок в закон «О связи» рекламное законодательство содержало лишь упоминание о распространении рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством подвижной радиотелефонной связи.
Теперь дано определение конкретных рассылок, на получение которых требуется согласие абонента. Это автоматическая передача коротких текстовых сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи или передача сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.
В данном случае можно выделить следующие признаки рассылок:
- Автоматическая передача абонентам сообщений. Передача нескольких sms одинакового содержания без ручного набора каждого сообщения. Так называемые Bulk-сообщения.
- Использование текстовых номеров отправителя вместо федеральных. То есть получатель видит номер отправителя не в форме +79ХХХХХХХХХ, а в виде латинского текста и цифр, например, sms10.
Таким образом, из понятия sms-рассылок выведены сообщения, отправленные физическими лицами с персональных абонентских номеров, и добавлены квалифицирующие признаки в виде автоматических рассылок и специальных цифробуквенных номеров отправителей.
Дано понятие "согласие на получение рассылок"
Ранее брать с абонентов согласие на получение sms-сообщений обязывал рекламораспространителей закон «О рекламе». При этом необходимо было доказать наличие согласия абонента.
Эта обязанность осталась, однако теперь понятие «согласие» конкретизировано: это совершение получателем действий, однозначно идентифицирующих его и позволяющих достоверно установить волеизъявление на получение рассылки. То есть согласие может быть не только письменным, но и любым другим.
При отсутствии письменного согласия могут возникнуть сложности с определением факта его волеизъявления. Например, когда речь идет об оферте - абонент пользуется услугой и вынужден принимать условия публичной оферты, в которой прописано его согласие на получение рекламных рассылок. Основной предмет такой публичной оферты – оказание услуги, а не рекламная рассылка. Поэтому если абонент, например, заказывает такси по телефону, его согласие на получение рассылок может быть спорным, поскольку он хотел воспользоваться пассажирской перевозкой, а не получать рекламную рассылку.
Также сложно оценить легальность согласия, данного абонентом при покупке в Интернет-магазине. Даже при условии, что абонент прочтет оферту и проставит галочку в графе «я согласен получать рекламную информацию», его идентификация остается спорной. Проверить указанные имя и фамилию (если они вообще есть) крайне сложно.
В будущем после выработки правоприменительной практики станет ясно, что именно понимать под однозначной идентификацией и волеизъявлением абонента в каждом конкретном случае.
Законодатель квалифицировал необходимые условия для признания рассылки законной
Главным признаком этого теперь является наличие прямого договора, заключенного заказчиком рассылки с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка.
Помимо этого законодатель также наделил операторов механизмом защиты от незаконных рассылок, предоставив им возможность блокировать оказание услуг по пропуску трафика другого оператора в случае обнаружения нелегальных sms.
Таким образом, осуществлять рассылки на сети связи любого из операторов «Большой тройки» из сети связи оператора поменьше теперь нельзя. Это должно существенным образом снизить поток незаконных sms, поскольку до настоящего момента у операторов связи не было законных оснований блокировать нелегальный трафик, идущий из «соседней» сети. Стоит отметить, что основной поток незаконной рекламы идет как раз из сетей региональных операторов связи.
Абонент может заблокировать рассылку непосредственно у оператора связи
Ранее у оператора не было законных оснований блокировать рассылки, поскольку оператор обязан доводить до абонентов все сообщения. Прекращать рассылки обязан был рекламораспространитель, установить которого зачастую было невозможно.
Теперь отказ от рассылки станет простым и прозрачным, у абонента не будет необходимости искать реального отправителя незаконных сообщений. Рассылку будет блокировать оператор связи.
Эти изменения, безусловно, существенным образом повлияют на рынок sms-информирования и, возможно, позволят сократить количество спама до минимальных размеров.