В День Конституции, которая сегодня празднует свой первый юбилей, мы вспоминаем перипетии ее принятия. В заголовок вынесена фраза первого президента РФ Бориса Ельцина из обращения к россиянам накануне всенародного голосования, посвященного проекту Основного закона. Его обсуждение разделило население страны практически пополам.

О самых разных предложениях по изменению содержания Конституции и стратегиях в отношении ее принятия рассказывает депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.


На календаре — сентябрь 1993 года. С момента, когда Декларацией о государственном суверенитете России было заявлено о необходимости новой Конституции, прошло более трех лет. Новый Основной закон так и не принят, а разногласия между Президентом РФ и Верховным Советом РФ делают эти перспективы более чем туманными. Более того: «В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 г.

...Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.


...разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации».


Это выдержки из преамбулы знаменитого Указа № 1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который стал кульминационным моментом в противостоянии двух ветвей власти, двух взаимоисключающих подходов к формированию системы российской государственности. 

В отличие от других президентских указов, о которых мы говорили в предыдущих публикациях, этот известен очень широко. В том числе — в связи с последовавшими в октябре трагическими событиями. Об этом много писали, это активно обсуждали, это, наконец, серьезно разделило общество и внесло дополнительный раскол в и так не слишком сплоченные ряды демократов. 

Все, конечно, помнят, сколь радикально противоположными были реакции на те события. Позволю себе небольшую личную ретроспективу.

В моем родном Ростове-на-Дону (как, полагаю, и в других регионах) ситуация была примерно такой же, что и на федеральном уровне, только в других масштабах. Противостояние исполнительной и представительной ветвей власти нарастало и приобретало все более жесткие формы. Ростовский горсовет, депутатом которого я была, открыто конфликтовал с мэром города и его реформаторской командой. А поскольку тогда, напомню, власть принадлежала Советам, то именно они становились реальным препятствием на пути реформ. Чем дальше — тем больше. Было все очевиднее, что в рамках действующего тогда законодательства конфликты неизбежны. Советы фактически изжили себя. 

Поэтому ельцинский указ №1400 показался мне необычайно своевременным, разумным, позволяющим провести назревшую и перезревшую конституционную реформу поэтапно, без всяких эксцессов. Тем более что на апрельском референдуме граждане высказались за досрочные перевыборы народных депутатов. К тому времени я уже написала заявление о сложении с себя полномочий народного депутата горсовета. Было четкое ощущение, что оставаться в этом статусе просто непристойно и нечестно по отношению к своим избирателям.

Но главное, конечно — это открывшаяся возможность принять наконец новую Конституцию и разрубить этот гордиев узел кризиса. Этим же указом № 1400 Конституционной комиссии и Конституционному совещанию предписывалось представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект.

11 октября распоряжением Президента РФ для завершения подготовки проекта Конституции РФ была образована Государственная палата Конституционного совещания, а 24 сентября — Общественная палата, «в целях учета общественного мнения, согласования интересов различных социальных групп и слоев общества».

В октябре Борис Ельцин подписал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ», которым это голосование было назначено на 12 декабря. Преамбула документа гласила, что Президент постановляет это, «признавая незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, сознавая, что носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а также в целях реализации права народа непосредственно решать наиболее важные вопросы государственной жизни».

Обратим внимание, что в указе использован термин «всенародное голосование», а не «референдум». Это было связано с тем, что по положению Закона о референдуме РСФСР он мог быть назначен Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ, которые на тот момент уже были распущены. 

Несмотря на шок, вызванный вооруженным мятежом октября 1993-го, в российском обществе продолжилось достаточно заинтересованное обсуждение проекта Основного закона. Об этом свидетельствуют, в частности, документы, хранящиеся в Государственном архиве РФ, в том числе замечания и предложения, поступавшие в разное время разработчикам проекта Конституции. В объемистом томе подшиты письма самые разнообразные: и вполне серьезные, и воспринимаемые сегодня с юмором. 

Так, например, Коалиция в поддержку реформ настаивала на изъятии фразы о злоупотреблении свободой массовой информации, справедливо полагая, что ее произвольная трактовка может привести к развертыванию «репрессий против свободы получения и распространения информации». 


Патриарх Алексий II считал целесообразным, чтобы в статье о свободе вероисповедания был обозначен «приоритет нашей церкви и ее современное значение для России». Союз женщин требовал включить норму о равноправии, а также создать государственный орган по делам женщин. Правозащитная организация «Отцы и дети» предлагала включить норму «Ребенок имеет право выражать свое мнение, право на свободу мысли и совести, начиная с трех лет»...


Интересный полузабытый факт: 12 ноября, ровно за месяц до дня голосования по Конституции РФ, в Кремле приступила к работе специальная справочная служба, созданная для разъяснения гражданам положений проекта Конституции. Как сообщали «Российские вести», ежедневно в эту службу поступали сотни обращений. Больше всего — на тему прав и свобод человека и гражданина. Россиян интересовали также вопросы государственного устройства, статус субъектов РФ, порядок участия в выборах, статус депутатов Государственной Думы. 

Здесь, наверное, надо сказать несколько слов о политическом процессе, шедшем одновременно со вторым этапом проработки проекта Конституции. Речь идет о выборах двухпалатного Федерального Собрания РФ — Государственной Думы и Совета Федерации. Реформа структуры законодательной власти была также предусмотрена Указом № 1400.

Эти два процесса шли отнюдь не параллельными линиями (которые, как известно, не пересекаются). Они не только пересекались, но, можно сказать, переплетались, образуя порой какие-то замысловатые сюжеты на грани абсурда.

Как непосредственный участник тех событий (баллотировалась в депутаты Госдумы РФ первого созыва от Ростова-на-Дону) до сих пор с недоумением вспоминаю, как мои оппоненты слева агитировали голосовать против Конституции. То есть призывали не принимать именно тот закон, который легитимировал орган власти, куда они избирались. Такой вот парадокс. 

По этому поводу тогда даже разгорелся небольшой внутриполитический скандальчик. Заместитель начальника государственно-правового управления президента Анатолий Слива издал документ "О правовой оценке практики агитации по проекту Конституции РФ", в котором имел неосторожность высказать мнение, что агитация против принятия Конституции на референдуме несовместима со статусом кандидата в депутаты. Разумеется, никаких правовых ограничений установлено не было — не те времена. Однако гневных заявлений и выступлений со стороны противников нового Основного закона было немало.

Как бы то ни было, критика продолжалась. И звучала она не только со стороны левых партий.

Ну, с коммунистами все ясно: председатель Геннадий Зюганов еще до опубликования проекта призвал блокировать принятие «антинародной Конституции», что бы ни было написано в ее окончательном варианте.

А вот какую позицию занимали другие политические силы, получившие представительство в новом парламенте.

Один из лидеров Демократической партии России, бывший министр юстиции Николай Федоров, назвал проект «Конституцией авторитарного режима» и также призвал россиян проголосовать против.

Члены блока «Явлинский — Болдырев — Лукин» высказались против принятия Конституции на референдуме, считая, что Основной закон страны должно принимать Федеральное Собрание. 

Председатель движения «Выбор России» Сергей Ковалев высказался в том смысле, что проект Конституции «неровный», однако «...разумнее и полезнее для страны принять его сейчас, нежели оказаться в конституционном вакууме». 

Глава ЛДПР Владимир Жириновский дипломатично заявил, что «государство не может существовать без Конституции, как человек без паспорта. С этой точки зрения принятие новой Конституции необходимо, но это не значит, что мы во всем с ней согласны». 

Удивительнее всего позиция ПРЕС (Партия российского единства и согласия), лидер которой Сергей Шахрай был в числе активных участников разработки президентского варианта проекта Конституции РФ. Однако уже накануне референдума он заявил, что партия «вынуждена сейчас поддержать Конституцию», поскольку ее провал на референдуме повлечет за собой непредсказуемые политические последствия. В будущем парламенте ПРЕС намеревалась добиваться изменений ряда положений нового Основного закона.


Накануне голосования — 10 декабря 1993 года — Борис Ельцин выступил с обращением к гражданам России, в котором, в частности, было сказано: «От вашего решения зависит, быть или не быть той России, за которую мы голосовали на выборах президента в апрельском референдуме. От вашего решения зависит — быть или не быть в России миру и спокойствию». Он также выразил уверенность, что «большинство граждан России глубоко понимает, что наша страна должна, наконец, обрести мощную правовую опору, получить Конституцию».


Фраза, вынесенная в заголовок, также взята из этого документа.

И вот наступило 12 декабря. Всенародное голосование проводилось с 8 до 22 часов по местному времени. По официальным итогам, обнародованным 22 декабря, в голосовании приняло участие 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых — 32 937 630 (58,4%) проголосовали за принятие новой Конституции РФ. В действие она вступила 25 декабря 1993 года, в день ее официального опубликования в «Российской газете». 

Тогда же был избран и новый российский парламент — Федеральное Собрание РФ.

А в 1994 году Указом Президента РФ день 12 декабря был объявлен государственным праздником «в ознаменование принятия всенародным голосованием Конституции Российской Федерации».

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 19 декабря.


При подготовке материала использованы документы из Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, ГАРФа, книги «Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.), Ведомостей СНД РФ и ВС РФ.