Существует миф, будто наша Конституция была якобы списана с американской. В действительности же ее проект был подготовлен в результате мощного интеллектуального "штурма" российских правоведов, политиков, народных депутатов. Одним из этапов подготовки был даже всероссийский конкурс проектов. В текст основного закона интегрированы идеи различных групп, партий и фондов, один список которых занимает насколько страниц.
О «захватывающей детективно-исторической истории» процесса создания и принятия Конституции РФ рассказывает депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.
Итак, новая Конституция РФ принята несмотря на все исторические сложности и жесткую конкуренцию разных ее проектов. Вот об этих — действительно очень разных проектах — мы сегодня и поговорим в качестве, своего рода, послесловия.
Широко известны два варианта Конституции РФ: Конституционного совещания (президентский) и Конституционной комиссии (парламентский). На самом деле их было намного больше.
Начать стоит с предыстории. Самый первый проект новой Конституции разработал Андрей Дмитриевич Сахаров. Он представил его в ноябре 1989 года, буквально за месяц до своего ухода. Назывался он «Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии», ведь дело было еще до распада СССР. В основу проекта впервые была заложена идея защиты прав человека, которая впоследствии получит свое воплощение в Конституции РФ.
В первом конституционном проекте, в частности, говорилось, что «цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти — счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения».
«Вообще, текст был не очень привычен для глаза как юридический документ… — пишет в своей книге «Так кто же развалил Союз?» историк и публицист Олег Мороз. — Право людей на счастье, на счастливую, полную смысла жизнь… Вряд ли авторы каких-либо других подобных документов когда-либо осмеливались включать в них такого рода категории — «счастье», «полная смысла жизнь».
Однако историческая ситуация менялась очень быстро, проекты документов устаревали раньше, чем народные депутаты успевали их рассмотреть. Так, после распада СССР ушли в прошлое и проекты союзной конституции.
В июне 1990 года, практически сразу же после принятия Декларации о суверенитете России, в которой была заявлена необходимость принятия нового Основного закона, распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР был объявлен конкурс на лучший проект.
В конкурсе могли принимать участие как отдельные лица, так и организации, а также коллективы авторов. Оценку поступивших работ осуществляла группа экспертов Конституционной комиссии, победителей определяло жюри во главе с Русланом Хасбулатовым.
За лучший проект Конституции устанавливалась денежная премия 5 тысяч рублей, за лучший проект отдельного раздела или главы — 3 тысячи рублей.
Не думаю, что материальное стимулирование сыграло решающую роль. Безусловно, депутатов, политиков, юристов привлекала масштабность задачи. Но результат был ошеломляющим. Проштудировав архивные материалы и другие источники, я насчитала более полсотни проектов Конституции.
В числе авторов проектов были эксперт Конституционной комиссии Леонид Мамут и Председатель Верховного Совета Якутии Михаил Николаев, Российское движение демократических реформ (РДДР) и Минюст, движение «Демократическая Россия» и международный фонд «Реформа», ЛДПР и Международный русский клуб… Всех перечислить нереально: список занимает несколько страниц.
Что касается конкурса, то по его итогам первую премию было решено не присуждать. Вторая досталась группе ученых кафедры государственного права Саратовского юридического института.
Надо сказать, что при всем разнообразии проектов наибольший уровень согласия был по разделу о правах и свободах человека. Что же касается системы государственной власти, то здесь имелся изрядный разброс позиций. Помимо известного противоречия между президентским и парламентским типами республики, был и вариант фракции «Коммунисты России», предусматривающий исключение института президентства как такового.
Ответственный секретарь Конституционной комиссии (ныне — президент Фонда конституционных реформ) Олег Румянцев образно определил процесс создания и принятия Конституции РФ как «захватывающую детективно-историческую историю».
По его оценке, она состоит из нескольких постоянно переплетающихся между собой сценариев. «Во-первых, шла объективная политическая борьба реальных социально-экономических интересов определенных групп, которую можно было условно интерпретировать как борьбу «демократов» и «коммунистов», «реформаторов» и «консерваторов» и т. п.; это была в основном при всей ее пестроте борьба между идеями. Второй сценарий составляло противоборство старых и новых элит по поводу власти, для которой конституционные стычки служили инструментом. И третий — почти откровенная борьба амбиций политических лидеров, роль личностей в истории 1990–1993 годов была как никогда высока».
Различные содержательные разногласия по текстам глав и статей проекта — предмет для исследования историков и правоведов. Ключевым же сюжетом была «дуэль» двух ветвей власти, двух проектов — президентского и парламентского, о которых мы довольно подробно говорили в предыдущих публикациях.
В архиве Президента РФ имеется документ под названием «Справка об использовании материалов проектов Конституции РФ». Авторы — Сергей Шахрай и Анатолий Собчак.
Документ фиксирует, что в интегрированный проект Конституции РФ включены положения, содержащиеся в проектах Конституционной комиссии, рабочей группы под руководством С.М. Шахрая, Международного фонда «Реформа» и рабочей группы РДДР.
Во всех этих проектах, отмечают авторы, содержатся положения о правах и свободах человека и о России как демократическом, правовом, светском, федеративном государстве с республиканской формой правления. В качестве исходного взят принцип президентской республики. Эти базовые положения и были отражены в «интегрированном» проекте.
Из проекта, подготовленного Конституционной комиссией, в него включены основные положения о народовластии и суверенитете, отдельных обязанностях граждан (защита Отечества, охрана окружающей среды), составе Российской Федерации и изменении границ между ее субъектами, положения о государственном языке, принципах правосудия.
Из проекта, подготовленного под руководством С.М. Шахрая, в «интегрированный» проект включены положения о защите прав и свобод, государственном устройстве, правовой и судебной системах, местном самоуправлении. Использованы также положения о двухпалатном парламенте, порядке принятия федеральных законов, выборах и полномочиях Президента.
Проект Международного фонда «Реформа» использован как основа для определения таких прав и свобод граждан как презумпция невиновности, недопустимость обратной силы закона, обеспечение образования, свободатворчества, запрет цензуры. Из этого проекта взяты также схема формирования двухпалатного парламента и положения о статусе депутата.
Проект, подготовленный РДДР, использован при определении общих положений о Президенте как главе государства, принципах разделения властей, характеристике России как светского государства, положений о частной собственности, свободном обращении товаров, порядке формирования Правительства и способах разрешения правительственного кризиса.
Вот так, в муках, борьбе, исторических коллизиях, с творческим подходом и одновременно юридической дотошностью рождалась новая конституция новой России.
И в заключение — обо всё еще распространенном мифе, что наша Конституция была якобы списана с американской. Этот миф опровергают люди, причастные к созданию нового Основного закона, чье мнение, безусловно, авторитетно.
Олег Румянцев: «Конституция РФ была написана при колоссальной поддержке творческих сил российской интеллигенции без давления американских специалистов. Никакого списывания, никакой, так сказать, дидактической какой-то помощи оттуда (из США) не было. Конституция была написана на чистом листе бумаги выдающимися умами, профессорами, выдающимися политиками того времени, и самое главное — при колоссальной подпитке креативных творческих сил народа, прежде всего интеллигенции, которая действительно самым широким образом участвовала тогда в подготовке проекта».
Тамара Морщакова: «Это один из мифов — не в положительном смысле слова, а в резко отрицательном, злой миф, но очень распространенный — что делали эту Конституцию по иностранному образцу, чуть ли не по американскому. Хотя на самом деле российская правовая система гораздо боле близка не к странам общего права, где регулирование обеспечивается не столько позитивным законодательством, сколько судебной практикой и прецедентами. Российская правовая система гораздо ближе по своей сути к европейским правовым системам в той их части, где существуют как раз писанные конституции и писанное законодательство».
Павел Крашенинников: «Единственно верное в этих историях то, что наши эксперты внимательно изучали весь комплекс конституционных актов других стран. И Конституцию США, и европейские конституции. И индийскую, которая, кстати, самая обширная по объему в мире — более 400 статей.
Особое внимание уделяли опыту иностранных государств с федеративным устройством. Изучали, как решается нашими коллегами задача создать эффективные принципы федеративных отношений, обеспечивающие прочность государства при минимизации государственного аппарата. Смотрели иностранный опыт, как максимально «насытить» права человека и гражданина. Это было тогда действительно актуально».
Следующая, заключительная публикация, будет посвящена «25 лет Конституции Российской Федерации: уроки истории — испытания будущим». Так была сформулирована тема круглого стола в рамках Ельцин-форума, в котором приняли участие «отцы-основатели».
Продолжение читайте ее на сайте РАПСИ 26 декабря.
При подготовке материала использованы документы из Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, ГАРФа, книги «Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.)», Ведомостей СНД РФ и ВС РФ.