МОСКВА, 24 мар - РАПСИ. Адвокаты подсудимых по делу об убийстве политика Бориса Немцова заявили о многочисленных фактах нарушения принципа состязательности процесса, препятствующих надлежащей реализации полномочий защитников в ходе судебного разбирательства, передает в пятницу корреспондент РАПСИ с пресс-конференции, проводимой информационным агентством "Росбалт".

Среди выступивших на мероприятии адвокаты предполагаемого исполнителя убийства Заура Дадаева Марк Каверзин и Шамсудин Цакаев, адвокаты Анзора Губашева Муса Хадисов и Артем Сорбашев, адвокат Шадида Губашева Магомед Хадисов, адвокат Хамзата Бахаева Заурбек Садаханова и представитель Дадаева и Темирлана Эскерханова в Европейском суде по правам человека Роза Магомедова.

Как указывали защитники, на начальном этапе представления доказательств они обратились к судье Московского окружного военного суда с просьбой обратить внимание присяжных на некоторые аспекты доказательств, представляемых гособвинением. Суд посчитал возможным  разрешить данный вопрос позже, однако впоследствии защите было категорически запрещено возвращаться к ранее представленным доказательствам. Адвокаты указывали на другие факты, препятствующие реализации их полномочий по защите подсудимых. Речь шла о запрете демонстрации карты Москвы и изображений камер наблюдения на Большом Москворецком мосту присяжным заседателям, а также о недопустимых высказываниях не только со стороны гособсинителя, но и председательствующего судьи. На одном из заседаний прокурор сказал, что "адвокаты хотят опорочить наши доказательства и ввести в заблуждение присяжных", а судья призывал заседателей не слушать заявления подсудимых, поскольку они хотят избежать уголовной ответственности.

Каверзин выразил мнение, что нарушения принципа состязательности сторон препятствуют установлению объективной истины и надлежащему исследованию спорных обстоятельств по делу. Среди неоднозначных моментов, в которых, по мнению защиты, следствие и суд так и не разобрались - возможное наличие машины-двойника, орудие убийства, расположение гильз на месте происшествия, содержание записей с 6 из 8 камер наблюдения на Большом Москворецком мосту и многие другие вопросы. В связи с претензиями к работе экспертов, по инициативе защиты независимыми специалистами было подготовлено 6 заключений. С точки зрения адвокатов, расхождение между специалистами и экспертами в позициях по ряду вопросов, включая баллистические исследования и ситуационный анализ места происшествия, является аргументом в пользу назначения ряда повторных экспертиз.

"Происходило то, чего мы не знаем, и мы пытаемся узнать истину, то, что произошло на самом деле, а сделать это можно лишь в суде", - прокомментировал Каверзин работу защиты по делу.

На скамье подсудимых Дадаев, служивший в батальоне "Север", братья Губашевы, Эскерханов и Бахаев, обвиняемые в совершении убийства по найму в составе организованной группы и незаконном приобретении, ношении, перевозке и хранении огнестрельного оружия.

По версии следствия, в конце сентября 2014 года Руслан Мухудинов и иные лица предложили Беслану Шаванову, Дадаеву, Анзору и Шадиду Губашевым, Бахаеву и Эскерханову за денежное вознаграждение в сумме не менее 15 миллионов рублей совершить убийство Немцова. Перечисленные лица согласились с предложенными условиями и, объединившись в организованную группу, начали планирование преступления.

Следствие утверждает, что участники группы тщательно готовились к совершению убийства: изучали образ жизни Немцова, места его проживания и частого пребывания, вели скрытое наблюдение за ним и, исходя из этого, выбирали способ и место нападения, необходимое соответствующие оружие, транспорт, средства связи, определяли способы и маршруты отхода с места преступления.

Следствие полагает, что примерно в 21 час 27 февраля 2015 года, когда Немцов на автомобиле направлялся к ГУМу, члены организованной группы проследовали за ним и продолжили слежку. После того, как Немцов со своей знакомой покинули здание универмага и пошли в сторону дома, Шаванов и Губашев дали сигнал Дадаеву о наличии подходящих условий для совершения убийства потерпевшего и о маршруте его движения. Примерно в 23 часа 31 минуту Дадаев, следуя за Немцовым и его спутницей по пешеходной дорожке Большого Москворецкого моста, из имевшегося у него оружия произвел не менее 6 выстрелов в Немцова. От полученных ранений он скончался на месте.

В момент совершения преступления Анзор Губашев и Шаванов, находясь в автомобиле, контролировали прилегающую к месту убийства территорию с целью своевременного предупреждения о возникновении для них опасности, в том числе о неожиданном появлении сотрудников правоохранительных органов, установило следствие.

Уголовное преследование Шаванова в ноябре 2015 года прекращено по нереабилитирующим основаниям в связи с его смертью при самоподрыве в ходе задержания в городе Грозном.

Расследование выделенного в отдельное производство уголовного дела в отношении заказчика и организатора убийства Мухудинова, находящегося с ноября 2015 года в международном розыске, а также в отношении иных неустановленных лиц продолжается.