Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

Мосгорсуд в пятницу 11 мая признал законным  продление ареста всех трех предполагаемых участниц панк-группы Pussy Riot, обвиняемых в хулиганстве в Храме Христа Спасителя (ХХС), которое было совершено в конце февраля текущего года. Подозреваемым в причастности к скандальному "молебну" Марии Алёхиной, Надежде Толоконниковой и Екатерине Самуцевич, таким образом, по-прежнему грозит до 7 лет лишения свободы, или другое наказание, предусмотренное статьей УК РФ о хулиганстве.

Я не буду комментировать решения Мосгорсуда. Они были так же очевидны, как и то, что данный суд все последние годы располагается в Москве по адресу Богородский Вал, дом 4. Будь я букмекером, на исход данного рассмотрения просто не принимал бы ставок, даже с мизерным коэффициентом.

Сегодня хочется обсудить другой важный аспект нашумевшей коллизии. Любой резонансный судебный процесс последних лет не обходится без просьб (мольб, требований – нужное подчеркнуть) из судейских стен не давить на служителей Фемиды. Не давить высказанным вслух мнением, заметкой в газете, выступлением на радио или ТВ, постом в блоге или социальных сетях. Мол, судьи тоже не в безвоздушном пространстве живут, и так или иначе все это читают, слышат и видят. И у них неминуемо наступает когнитивный диссонанс. Не давите на суд, просим же, не давите!

Удивительно то, что эту сакраментальную фразу в деле Pussy Riot мы не услышали ни разу. И вряд ли услышим в обозримом будущем. Очевидно, те мнения, что высказываются значительной частью общества о произошедшем в ХХС в конце календарной зимы, суду не мешают. Может, напротив – именно они помогают судейским не сбиться с "пути истинного"?

Не услышать их нельзя. Ладно бы речь шла только о пересудах православных старушек в троллейбусах. Не раз и не два по обвиняемым "прошлись" и люди авторитетные, в том числе и государственные мужи. Так, в канун майских праздников один из юристов, вхожих в верхнюю палату российского парламента, усомнился в качестве работы следствия по данному делу. Дескать, что они там все расследуют, уже четвертый месяц? Все ж очевидно! Давно пора выпороть подозреваемых публично и наказать условно, чтобы при задумках новых провокаций девицы сдерживались!

Предложение сделать экзекуцию публичной, естественно, поддержали те, кто и по сей день считает себя оскорбленным выступлением Pussy Riot в ХХС. Риторика ничем не отличалась от той, что все эти месяцы и так без конца звучит из всех приборов, способных передавать звук и картинку. Разве что ненормативной лексики было побольше – Интернет все стерпит.

Подобные попытки оскорбленной толпой подменить закон, а полуязыческой плотоядной риторикой – здравый смысл, заставляют невольно говорить о том, что дело мы имеем не с оскорбленными в лучших и светлых чувствах верующими людьми, а с правовыми нигилистами.

Предполагаемые участницы акции в ХХС официально обвиняются по части 2 статьи 213 Уголовного кодекса РФ – в хулиганстве. Санкция по данной норме, и не надо тут лукавить, не только "до семи лет лишения свободы". А еще и штраф от 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей, либо "в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет". Кроме того, по данной статье можно угодить на принудительные работы на срок до 5 лет.

Разумеется, подобные последствия наступают, если виновные – изобличены, а вина – доказана. Занимается ли этим следствие, большой вопрос. Ведь помимо продлений судами сроков ареста подозреваемых о, собственно, следственных действиях никто толком ничего не знает. Ни оскорбленные прихожане ХХС, ни многие властные мужи. А вот бы разобраться? А если не разобраться, то хотя бы разъяснить обывателям, что на самом деле написано в УК РФ?!

Но почему-то недосуг. Зато вволю можно порассуждать о публичных порках и других вполне себе средневековых методах удовлетворения оскорбленного самолюбия.

Правовой нигилизм это как отечественная коррупция – не абстрактное понятие, а явление, в каждом случае имеющее конкретные имена и фамилии. И если составить список таких вот отрицателей закона, в нем неминуемо окажутся и те самые чиновные люди, в горячке дискуссий забывающие о существовании законов. Тех законов, которые они в официальных выступлениях с высоких трибун призывают неукоснительно соблюдать.

Но есть здесь и хорошая новость. Ни один российский суд от действий правовых нигилистов, получается, не пострадал. По крайней мере, пока.